Как вернуть российское кино и не растерять зрителей


фото ИТАР-ТАСС

Депутаты Госдумы от ЛДПР предлагают ввести 20-процентную квоту на показ иностранных фильмов в российских кинотеатрах и запретить снимать зарубежные фильмы на территории России.

Депутаты Госдумы от ЛДПР предлагают ввести 20-процентную квоту на показ иностранных фильмов в российских кинотеатрах и запретить снимать зарубежные фильмы на территории России.

Законопроект, который предстоит рассмотреть думцам, внес депутат от ЛДПР, член комитета по культуре Дмитрий Литвинцев. Свою инициативу он объясняет необходимостью защитить российских производителей кинопродукции, создать для них условия, когда затраты на производство фильмов начнут окупаться в прокате. В существующих условиях отечественное кино проигрывает конкурентную борьбу за зрителя лентам голливудских производителей.

Идея по исправлению ситуации в сфере российского кинопроизводства сама по себе не нова. Проблема не раз обсуждалась на самом высоком уровне и всего пару месяцев назад, в декабре прошлого года, с похожей инициативой выступила фракция "Единой России". Тогда предлагалось обязать прокатчиков закрепить в репертуаре не менее 20 процентов за отечественным кино. Нынешнее предложение расширяет диапазон до 80%.

Эксперты индустрии кино давно сходятся во мнении, что меры по защите и продвижению российского кинематографа принимать надо, и почти так же единогласно утверждают, что предлагаемые властями начинания реального эффекта иметь не будут. Речь о возможном квотировании проката картин зашла еще в начале прошлого года. Воз и ныне там.

По мнению автора и ведущего программы "Индустрия кино" Ивана Кудрявцева, России необходимо как минимум 5000-6000 киноэкранов по всей стране, тогда как сейчас эта цифра вдвое меньше. Только в таких условиях возможен рентабельный прокат отечественных фильмов.

Тут, правда, возникает другое препятствие. Прокатчики изначально выстраивали свои сети под показ продукции Голливуда. Многозальные киноплексы проектируются и строятся по бизнес-планам, основанным на регулярном появлении в прокате рейтинговых и кассовых новинок из США. В этой ситуации владельцы кинозалов вполне предсказуемо выступают против любых искусственных методов ограничения для зарубежных лент.

Сравнивать рентабельность российского кино и зарубежного в рамках только отечественного проката – не вполне корректно. В случае с зарубежной лентой прокатчикам необходимо погасить лишь затраты на производство копий, доставляемых в кинотеатры. Когда речь идет о российских фильмах, приходится учитывать и все затраты на производство, а это уже совершенно другой порядок цифр.

Идея депутата Литвинцева не пускать иностранного производителя к съемкам в России, за исключением случаев, когда большая часть бюджета и актерского состава, а также персонала съемочной группы, это российские деньги и российские сотрудники, тоже заслуживает немалой критики. Во-первых, зарубежный кинематограф и сейчас не слишком охотно идет в Россию. Во-вторых, сами российские производители предпочитают снимать за рубежом, и тому есть множество причин: это быстрее, качественнее, а часто и просто дешевле. В-третьих, это может стать преградой для тех компаний, кто снимает в России некоммерческое кино, документальные ленты и прочие видеоматериалы, съемки которых могут сильно осложниться.

По статистике за прошлый год только 16 из 74 отечественных картин смогли окупиться в прокате. Общая доля российских лент в кинотеатрах не превысила 15 процентов.

Государство уже сейчас выделяет на поддержку отечественного кинематографа миллиарды рублей ежегодно. Фактически, оно передает кинопроизводителям деньги налогоплательщиков, компенсируя нежелание самих налогоплательщиков ходить в кинотеатры. Можно, конечно, ограничить показ иностранных лент, введя искусственные квоты. Это приведет к сокращению выручки прокатчиков и, вполне вероятно, замедлит масштабы расширения сетей кинотеатров, а вот в то, что это скажется на посещаемости российских лент, мало верится.

Можно вспомнить и про идеологическую составляющую, которую несет в себе кинематограф. Но и здесь конкурентная борьба оказывается проигранной заранее, еще до принятия любых изменений. Стремясь создать фильм, претендующий на успешный прокат, российские съемочные компании вынуждены играть по законам жанра, а значит, создавать нечто похожее на продукцию Голливуда, только с отечественным колоритом. Таким образом, впору рассуждать лишь об экономической целесообразности поддержания российской киноотрасли путем смены американского производителя на своего, отечественного. Заменить идеологическую составляющую в российском прокате, давно уже де-факто являющимся сбытовым подразделением Голливудской производственной фабрики, – задача, не решаемая квотированием и запретами.