Поддержка своего кино. Реплика Максима Соколова

Зампред Государственной думы, единоросс С. В. Железняк внес законопроект, согласно которому кинопрокат будет избавлен от НДС не полностью, как это имеет место сейчас, но только в случае проката отечественной кинопродукции. Если же фильм иностранный, прокатчик заплатит НДС на общих основаниях.

Зампред Государственной думы, единоросс С. В. Железняк внес законопроект, согласно которому кинопрокат будет избавлен от НДС не полностью, как это имеет место сейчас, но только в случае проката отечественной кинопродукции. Если же фильм иностранный, прокатчик заплатит НДС на общих основаниях. Кроме того, законопроект Железняка предусматривает обязательную квоту на показ прокатчиком отечественных фильмов — не менее 20%. Нарушение предусмотренных квот будет караться штрафом на юридических лиц от 100 тысяч до 400 тысяч рублей за каждый факт нарушения законодательства.

Прокатчики, естественно, недовольны. У них главный критерий работы — кассовость, которая практически полностью обеспечивается иностранной, а проще сказать, голливудской кинопродукцией. Если проект будет принят, то за кассовую продукцию придется платить налог, от которого они пока что, как культуртрегеры, были освобождены, да плюс еще штрафы за невыдерживание квот. Ну, и какому же предпринимателю это понравится.

То, что не понравится, это понятно, но вопрос в том, возымеет ли действие. Если возымеет, то ладно, если не возымеет, стоило ли огород городить. Мотивы протекционистов очевидны. С одной стороны, если коммерческое кинопроизводство в России сделает успехи, то это хорошо: это рабочие места, это развитие сопутствующих отраслей — не все же отдавать Голливуду. Плюс к тому "фабрика грез" — это еще и национальный миф и национальная идеология, и никто за нас ее не сделает — в Голливуде, если и делают идеологию, то свою собственную.

Так что причины поощрять отечественного кинопроизводителя есть, вопрос лишь в том, сколь будут действенны меры поощрения. Сейчас в мире есть примерно три модели национального, то есть не голливудского кинематографа. Есть индийская модель – так называемый Болливуд, вполне успешно окормляющая немалую индийскую аудиторию и Голливуда нимало не боящаяся. Есть противоположный случай. В большинстве стран Европы национальная кинопромышленность безоговорочно капитулировала перед превосходящей мощью американского конкурента. Там производят свое "кино не для всех", но про свое успешное коммерческое кино там давно забыли, хотя полвека назад оно у них было и весьма неплохое. Наконец, есть немногие страны, например — Франция, пытающиеся сопротивляться натиску Голливуда и использующие примерно те же приемы, которые описаны в железняковском законопроекте. То есть, квотирование и обложение иностранной кинопродукции — американской, другой нынче нет — налогом с целью поддержки своего кинематографа. Сказать, чтобы французские меры вовсе не имели никакого действия, нельзя. Что-то производится и что-то теплится, в других странах Европы вообще свое кино умерло, а во Франции все-таки живет, но живет, в общем-то, так себе. С лучшими днями французского кино это невозможно сравнить.

Возможно, это связано с тем, что классическое кино и кино современное слишком различны меж собой. Голливуд уловил дух времени и сделал ставку на 15-летних подростков, как на свою основную аудиторию, что и принесло ему заслуженный всемирный успех. Возможно, без такой ставки на подростков и без сверхдорогих спецэффектов коммерческое кино сегодня в принципе не работает. Если так, то французская модель с квотированием вряд ли поможет.