Тема:

Умер Борис Васильев 11 лет назад

Писатель Борис Васильев: пока ощущаешь силы, надо работать


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

В Москве на 89-м году жизни скончался писатель-фронтовик Борис Васильев, автор повестей "А зори здесь тихие", "Завтра была война", "В списках не значился". Прощание с Васильевым пройдет 14 марта в Центральном доме литераторов. Похоронят его на Ваганьковском кладбище столицы, рядом с супругой.

В Москве на 89-м году жизни скончался писатель-фронтовик Борис Васильев, автор повестей "А зори здесь тихие", "Завтра была война", "В списках не значился". Прощание с Васильевым пройдет 14 марта в Центральном доме литераторов. Похоронят его на Ваганьковском кладбище столицы, рядом с супругой.

"Я, безусловно, человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неумению врать", — цитата из автобиографической повести Бориса Васильева "Век необычайный". У Васильева честность и бескомпромиссность во всем — и в творчестве и в жизни.

Он родился в 1924 оду, пошел добровольцем на фронт сразу же после выпускного вечера в школе. И уже 3 июля был отправлен в самое пекло под Смоленск. Много раз он мог погибнуть, но судьба берегла его ради главного.

Он не погиб в окружении в 1941 году, его парашют раскрылся на всех десантных прыжках, в 1943 году он нарвался на минную растяжку и выжил, получив тяжелейшую контузию.Он знал эту войну и он ее ненавидел.

"Он видел, как рвущиеся в бой люди погибали, к сожалению. И он сказал, что это действительно его долг: рассказать о своих одноклассниках", — поясняет режиссер Юрий Кара.

"Для нас это большая потеря, для искусства, для нашей культуры. И для каждого из нас, потому что образы Бориса Васильева стали частью нашей жизни", — подчеркивает заслуженная артистка РСФСР, депутат Госдумы Елена Драпеко.

"В списках не значился" — повесть о защитниках Брестской крепости. О войне Васильев писал много, стараясь особо увековечить неизвестного солдата. Но главный труд его жизни — щемяще трогательная повесть "А зори здесь тихие".

Пять девушек-зенитчиц отправлены в разведывательный поход. Они гибнут одна за другой. Повесть и ее знаменитая экранизация режиссера Станислава Ростоцкого никого не оставляют равнодушными. Можно смотреть фильм в десятый раз, и всегда будет безумно жаль этих молодых девушек, фактически девчонок.

Но повесть стоит особняком в золотом списке произведений о Великой Отечественной, став классикой на все времена. Васильев создал произведение не только о том, что война это зло, но о том, как чистые создания принимают смерть, гибнут ради идеи, уподобляясь христианским мученикам.

"А зори здесь тихие" – это некая метафора. Метафора, объясняющая, почему русский народ победил в этой войне. Это то, чего не хватает сегодня – понятия жертвенности. Именно это христианское чувство жертвенности и было самым главным для героев этого романа. Хрупкие женщины, девушки, чья жизнь еще могла сложиться таким образом, что у них все еще было впереди, но, тем не менее, они жертвовали свои жизни для того, чтобы народ победил", — рассказывает протоиерей Владимир Вигилянский.

Позже в автобиографической повести "Век необычайный" Борис Васильев напишет: "Мы вырастали в атмосфере команд, мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной".

О школьниках 1930-х годов — другое произведение Васильева "Завтра была война". Оно тоже экранизировано и тоже стала классикой.

Экранизировали и повесть Васильева "Офицеры". В ее основу легли судьбы реально существовавших людей. Мастер мечтал, но так и не написал вторую часть, где его герои были бы репрессированы.

В 1989 году Васильев активно занимался политикой, принимал участие в расследовании тбилисских событий 1989 года. Позже он отошел от политики и общественной работы. В последние годы жил уединенно, почти не давал интервью, целиком и полностью сосредоточился на литературе.

Он знал, что надо спешить, и он успел очень много. Его последний труд о Владимире Мономахе был издан три года назад, завершив серию больших исторических романов.

"Понимаете, пока ощущаешь силы, надо работать. Хотя я ощущаю, что я для современных читателей — прадед. И поэтому современно я писать не могу. Поэтому я стал писать исторические романы", — говорил о себе Борис Васильев.