Тема:

Умер Борис Васильев 11 лет назад

Борис Васильев. Так писать о войне мог только он


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Умер писатель Борис Васильев, автор знаменитой повести "А зори здесь тихие...". Ему было 88 лет. 17-летним юношей Васильев ушел на фронт. Трижды попадал в окружение, трижды благополучно выходил из него. Служил в пехоте, потом — в десанте. Тема войны пройдет через все творчество писателя.

Умер писатель Борис Васильев, автор знаменитой повести "А зори здесь тихие...". Ему было 88 лет. 17-летним юношей прямо со школьной скамьи Васильев добровольцем ушел на фронт. Трижды попадал в окружение, трижды благополучно выходил из него. Служил в пехоте, потом — в десанте. Тема войны пройдет через все творчество писателя. Среди других его книг — романы "В списках не значился", "Не стреляйте в белых лебедей", повесть "Завтра была война". Они переиздаются до сих пор. Многие из произведений экранизировали, ставили в театре. С Борисом Васильевым простятся 13 марта, в Центральном доме литераторов в Москве. Похоронят писателя на Ваганьковском кладбище, рядом с женой.

В просторном шкафу в его рабочем кабинете его собственные книги всегда с трудом умещались на полках. Борис Васильев — русский писатель и — без сомнения — мировой классик. Его произведения составили золотой фонд не одной лишь отечественной литературы. В Китае "А зори здесь тихие…" — в обязательной школьной программе. Всю жизнь Васильев писал о своей войне, а получалось обо всем фронтовом поколении.

"Это была беспощадная война, — вспоминал Борис Васильев. — И полное отвращение к войне. Это смерть, прежде всего, для женщин и детей".

Уцелеть на такой войне — уже счастье, сказал он как-то. Из мальчишек его класса выжили только четверо, включая самого Васильева. Его книги о тех, кто не вернулся, для тех, кому жить дальше. А еще он хотел написать о неизвестных героях, почти не отмеченных в победных реляциях.

"330 женщин! А кто о них написал? Кто показал нам, как они умирали? – рассуждал писатель. — Матери умирали наши будущие! Вот поэтому тогда и были написаны "А зори здесь тихие…"

Свою самую знаменитую повесть он думал назвать "Весна, которой не было". Полевой, попросил название изменить. Повесть "А зори здесь тихие" сразу стала народной. Скоро ее поставит Любимов на Таганке, а потом экранизирует Станислав Ростоцкий. Васильев долго спорил: "Ну, почему Женя Камелькова поет, уводя фашистов? Нет этого в книге, да и в жизни быть могло вряд ли".

"Она сама запела. Она так поверила в свой образ, так в него вжилась, что она поняла, что она только пением своим могла дразнить немцев, убеждать, — рассказывал Борис Васильев. — Они тоже, пардон, озверели без баб на войне. И она их тем самым увлекала".

Сам Васильев всю жизнь мечтал о второй серии "Офицеров" — культового фильма, для которого написал сценарий. Во второй серии герои за убеждения попадали в лагеря. Но партийные чиновники такое продолжение запретили. Фильмы сняли по мотивам других его повестей — "Не стреляйте в белых лебедей", "В списках не значился". Он тоже в каком то смысле продолжал драться. Драться за свои идеалы, которые отстаивал всю жизнь.

Борис Васильев жил уединенно и несуетно в своем скромном загородном доме, где почти все свое время посвящал работе. "Понимаете, пока ощущаешь силы, надо работать, — был убежден писатель. — Хотя я ощущаю, что я для современных читателей — прадед. И поэтому, современно я писать не могу. Поэтому я стал писать исторические романы".

Так появился роман об Александре Невском, вещем Олеге. История, повторял он, — то, что по-настоящему давало силы и творческие замыслы.