Тема:

Венесуэла после Уго Чавеса 4 месяца назад

Сама предсказуемость: Каприлес отказывается признавать победу Мадуро

Венесуэла: выборы завершены, но избиратели со скандалом требуют продолжения

Венесуэла: выборы завершены, но избиратели со скандалом требуют продолжения
фото: Global Look Press

Венесуэла: выборы завершены, но избиратели со скандалом требуют продолжения
15 апреля прошли внеочередные выборы президента Венесуэлы, на которых с минимальным отрывом одержал победу преемник Уго Чавеса, вице-президент Николас Мадуро. Его соперник Энрике Каприлес заявил, что не признает итоги выборов и требует пересчета голосов.

В Венесуэле 15 апреля 2013 года прошли досрочные президентские выборы. Итоги голосования оказались ожидаемыми: на выборах победил вице-президент Николас Мадуро, за которого покойный Уго Чавес перед последним отъездом на Кубу призвал голосовать венесуэльцев. Тем не менее, разрыв между кандидатами оказался куда меньше ожидаемого. Ели на октябрьских выборах кандидат от объединеной оппозиции Энрике Каприлес проиграл Уго Чавесу 11% (больше миллиона голосов), то сейчас разрыв составляет лишь 1,5%, А это не более 200 тысяч голосов.

Энрике Каприлес уже заявил, что не признает итоги выборов. Он потребовал пересчета голосов. Учитывая, что все это время Мадуро находился у власти, и в его обязанности входило, в том числе, обеспечение Избирательной комиссии всем необходимым для проведения выборов, возможность подтасовок, действительно, исключить нельзя.

В последнее время признание победы оппонента на выборах стало чем-то вроде дурного тона. Тем не менее, разрыв в полтора или два процентных пункта не является чем-то экстраординарным даже для стран, где демократические традиции имеют более длительную историю, чем в Венесуэле.

Например, Джордж Буш в 2004 году был переизбран на пост президента США, обогнав Джона Керри на те самые два процента. А на последних выборах президента Франции Франсуа Олланд с двухпроцентным разрывом вырвал победу у действующего президента Николя Саркози. Тем не менее, в большинстве стран небольшой разрыв с победителем создает для проигравшего кандидата соблазн объявить выборы нелегитимными. И пересчетом голосов дело может не закончиться.

Накануне выборов оба кандидата заявляли о своей готовности признать итоги выборов. Николас Мадуро, ранее грозивший проклятием тем, кто проголосует за Каприлеса, накануне выборов пообещал, что "подчинится воле венесуэльского народа". Его оппонент, в свою очередь, признал, что Избирательная комиссия является независимым арбитром, волю которого должны уважать оба кандидата. При этом он оговорился, что может потребоваться пересчет голосов, что, собственно, и произошло. В ходе самих выборов Каприлес заявлял о подтасовках, а также обвинил Мадуро в агитации в "день тишины".

Глава избирательной комиссии Венесуэлы Винсенте Диаз уже заявил, что согласен на пересчет голосов, так как разрыв, действительно, минимален.

Мадуро также согласился, заявив, что пересчет лишь подтвердит его победу. Да и у сторонних наблюдателей практически нет сомнений, что победитель останется прежним.

Куда важнее, какими будут дальнейшие действия оппозиционного кандидата, которому практически удалось прикоснуться к президентским регалиям. Если он признает свое поражение, то следующие шесть лет проведет губернатором штата Миранда. При этом выборы показали, что венесуэльское общество расколото практически пополам – наблюдается растущая усталость от одиозной политики Чавеса и его преемника, чем не в последнюю очередь объясняется и нынешний успех Каприлеса.

Но нельзя исключать и вариант, при котором опьяненный успехом оппозиционер может вывести своих сторонников на улицы Каракаса с требованием перевыборов. Однако история показывает, что поддерживать своего кандидата таким образом готова лишь небольшая часть избирателей, даже если он проиграл всего полтора процента.