ШОС может расшириться

В киргизской Чолпон-Ате завершился саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), главной темой которого стала совместная борьба с терроризмом. Стороны также оговорили возможность расширения организации – в нее могут войти Индия, Пакистан и Иран, которые сейчас имеют статус наблюдателей.

Очередной саммит министров иностранных дел Шанхайской Организации Сотрудничества завершился в Киргизии. Встреча министров происходила на берегу озера Иссык-Куль, в курортном городе с красивым названием Чолпон-Ата (Чолпон – тюркское название Венеры). Главной задачей министров было согласование основных программных документов к предстоящему саммиту глав государств ШОС, который пройдёт в Бишкеке 13 сентября этого года. И, судя по заявлениям участников, им это удалось.

В итоговой декларации указывается, что главной задачей члены организации по-прежнему считают совместную борьбу с терроризмом и наркотрафиком. В этой связи главным источником озабоченности по-прежнему остается развитие ситуации в Афганистане после того, как оттуда будут выведены войска международной коалиции – и страны ШОС пообещали оказывать Афганистану, который имеет статус наблюдателя, всяческую поддержку. Упомянули и о возможном расширении организации, которое, судя по декларации, является делом ближайшего времени. Главными кандидатами на вступление в ШОС являются Индия, Пакистан и Иран, также имеющие статус наблюдателей.

Расширение ШОС может иметь глобальное влияние не только на двухсторонние отношения между странами, но и на саму структуру организации. Созданная в 2001 году, ШОС изначально состояла из пяти стран: помимо Китая и России в число основателей вошли Казахстан, Киргизия и Таджикистан – так называемая "Шанхайская пятерка", между членами которой еще во второй половине 90-х годов был подписан ряд договоров о сотрудничестве в сфере безопасности. Датой образования ШОС принято считать 15 июня 2001 года, когда к организации официально присоединился Узбекистан и были приняты ее базовые документы.

С того момента расширений больше не было, однако Монголия, Индия, Пакистан, Иран и Афганистан получили статус наблюдателей. Ещё страны получили статус партнеров по сотрудничеству: на данный момент им обладают Белоруссия, Шри-Ланка и Турция. Вопрос о расширении ШОС неоднократно поднимался наблюдателями, в частности, Пакистаном, представители которого считают, что страна полностью соответствует критериям для полноправного членства в организации. Тем не менее, до недавнего времени все попытки форсировать этот вопрос каждый раз перекладывались не неопределенный срок.

Нежелание основателей принимать новых членов в организацию обусловлено рядом факторов, главным из которых является опасение размывания ее структуры, а также потенциальные риски, которые несет за собой расширение ШОС. В частности, принятие Ирана требует прояснения позиции организации в отношении иранской ядерной программы, что может негативно сказаться на отношениях с США и ЕС. В то же время, сложности, которые существуют в отношениях между Индией и Пакистаном, также рискуют стать проблемами ШОС в случае их принятия, что касается и нынешнего положения дел в Афганистане.

Однако, по всей видимости, ситуация, которая складывается в последнее время в регионе, может заставить "Шанхайскую шестерку" пересмотреть свой подход. Чем ближе становится 2014 год, обозначенный Бараком Обамой в качестве даты окончательного вывода войск из Афганистана, тем плачевнее выглядят перспективы правительства Хамида Карзая, власть которого полностью держится на западной поддержке. Эти перспективы стали еще более пугающими после того, как проходившие в Дохе переговоры между США и "Талибан (запрещена в РФ)ом" были сорваны, а из Белого дома стали поступать сигналы о возможности форсированного вывода из Афганистана всех солдат до последнего.

В этой ситуации страны ШОС рискуют получить у себя под боком вторую Сирию или исламистское государство, спонсирующее терроризм, причем, непонятно, какой из вариантов хуже. В этой ситуации опыт ШОС в борьбе с терроризмом (в составе организации существует региональная антитеррористическая структура) может сильно пригодиться, но лишь при условии вступления в нее Пакистана. На границе Пакистана и Афганистана существует полунезависимая Зона племен, которая фактически представляет собой буферную зону, через которую талибы свободно проходят в обе стороны. И за годы войны в Афганистане пакистанское правительство продемонстрировало свою явную неспособность справиться с террористической угрозой в одиночку.

О перспективах превращения ШОС в региональную силу, способную бросить вызов "Талибану", говорить пока рано. В конце концов, самые боеспособные и хорошо вооруженные армии мира за 12 лет так и не смогли подавить вооруженное сопротивление, и это при всех астрономических суммах, которые выделялись на их содержание. Очевидно, что конфликт в Афганистане требует политического решения, к которому Хамид Карзай, по всей видимости, пока не готов. И именно к этому выходу должны стремиться окружающие Афганистан страны – в противном случае эффективность региональной антитеррористической структуры уже в следующем году может подвергнуться очень серьезной проверке.