Террористическое движение "Талибан" объявило о закрытии своего представительства в Дохе – столице Катара – в знак протеста против требований сменить вывеску на его здании. Напомним, очередной раунд переговоров между "Талибаном" и американской администрацией был сорван из-за ультиматума президента Афганистана Хамида Карзая, которого возмутило название, с которым организация пошла на переговоры. Впрочем, его можно понять: на табличке талибов было написано "Исламский эмират Афганистан" – так государство называлось во времена правления талибов в 1996-2001 годах. Таким образом, Хамиду Карзаю недвусмысленно дали понять, что кое-кто в Афганистане лишний, и этим лишним с молчаливого согласия Соединенных Штатов считают именно его.
В ответ на ультиматум, который Карзай озвучил лично в телефонном разговоре с государственным секретарем США Джоном Керри, тот заверил президента, что на табличке будет написано "Политическое отделение движения "Талибан". Однако талибы с таким условием не согласились и решили вообще закрыть свое представительство. Впрочем, источники, знакомые с ситуацией, считают такую меру временной и предсказывают скорое возобновление переговорного процесса.
По логике Хамид Карзай может праздновать победу – ему удалось сорвать сепаратные переговоры у себя за спиной, которые он так часто критиковал как в открытых выступлениях, так и на личных встречах с американскими лидерами, в частности, на недавней видеоконференции с президентом США Бараком Обамой. Однако не все так просто: положение Хамида Карзая в качестве национального лидера неустойчиво и держится в основном на зарубежной военной помощи. О том, как может закончиться его правление, несложно догадаться, прочитав биографию его предшественника, Мухаммеда Наджибуллы, режим которого после вывода советских войск продержался лишь три года. При этом эксперты отмечают, что экономическая и политическая ситуация сейчас гораздо менее благоприятная, чем была 25 лет назад, а афганская армия – гораздо менее боеспособная. Учитывая, что в некоторых провинциях Афганистана талибы начали наступление уже сейчас, велика вероятность того, что Хамид Карзай не продержится и года.
Частично эту проблему можно было бы решить за счет ограниченного количества военных инструкторов и военнослужащих частных военных кампаний, таких как известная Blackwater. И хотя обстановку в Ираке, где такая мера была осуществлена, при всем желании нельзя назвать спокойной, о свержении власти там речи пока не идет. Изначально в Афганистане планировалось осуществить аналогичный сценарий, однако,его воплощение оказалось под угрозой срыва из-за позиции того Хамида Карзая. Сначала афганский президент потребовал, чтобы провинившихся американских военнослужащих судили по афганским законам, но получил отказ. После этого Карзай поставил целых три условия для пребывания иностранных военнослужащих после 2014 года: точное определение их количества, программа долгосрочного финансирования афганской армии, а также нанесение ударов по базам талибов на территории Пакистана. Все эти требования, а также тон, который Хамид Карзай избрал для общения с Белым домом, все больше убеждают его обитателей в том, что гораздо быстрее и дешевле будет просто вывести все войска, предоставив Карзаю самому решать свои многочисленные проблемы. При этом в администрации Обамы не исключили, что процесс может быть ускорен, и войска могут быть выведены до конца 2014 года, ранее указанного президентом.
Главная надежда на стабилизацию ситуации по-прежнему остается на президентские выборы, которые должны пройти в апреле 2014 года. По сути, главной целью переговоров с талибами в Дохе США ставят отказ организации от террористической деятельности в обмен на допуск организации к легальной политической деятельности. Главными препятствиями для этого является непризнание талибами афганской Конституции, а также как несложно догадаться, фигура Хамида Карзая, которого "Талибан" считает американской марионеткой. И Барак Обама, санкционировав прямые переговоры, так разозлившие афганского президента, по сути дела подтвердил это мнение.
Как бы то ни было, пока что вершиной мечтаний американской администрации является вовлечение афганской вооруженной оппозиции в политический диалог, что позволило бы международному контингенту беспрепятственно покинуть страну с чувством выполненного долга. При этом цель вторжения в Вашингтоне считают выполненной — талибы уже пообещали, что больше не станут поддерживать международный терроризм: "с афганской земли больше не будет исходить угрозы ни для одного государства". О том, как будет разворачиваться ситуация в самом Афганистане в случае легального прихода талибов к власти, а их лидер Мухаммед "Мулла" Омар имеет достаточную народную поддержку для того, чтобы претендовать на президентское кресло, можно только гадать.



















































































