США готовы к вторжению, но убирать Асада не хотят

Горячая полемика между главным апологетом вторжения в Сирию сенатором Джоном Маккейном и Пентагоном дала ожидаемые результаты. Военные заявили, что уже давно просчитали варианты вторжения, но полагают, что одним свержением Асада операция не обойдется, зато станет огромной нагрузкой на бюджет.

Сенатор Джон Маккейн продолжает упорно добиваться вторжения в Сирию. На этой неделе он, совместно с другим республиканским сенатором Джоном Левином, пригрозил главе Объединенного комитета начальников штабов генералу Мартину Демпси начать процедуру его переназначения, если тот немедленно не подготовит план о возможном вмешательстве США в сирийскую гражданскую войну. Ответ Демпси не заставил себя долго ждать – уже 24 июля были обнародованы пять вариантов вмешательства в конфликт. Правда, ни один из них не гарантирует оппозиции быструю победу.

По словам Демпси, занимающего свой пост с сентября 2011 года, главный урок, который можно вынести из последних десяти лет непрерывных войн, – это то, что без жизнеспособного государства в любой стране начинается анархия. Именно поэтому ни один из планов не ставит своей главной целью свержение Башара Асада или его физическую ликвидацию – по мнению генерала, такое развитие событий лишь спровоцирует еще большую неразбериху и может закончиться захватом экстремистами того самого химического оружия, которое США хотят защитить.

На данный момент Пентагон рассматривает пять вариантов вмешательства в конфликт: отправка военных инструкторов для подготовки повстанцев, нанесение точечных ударов по позициям правительственных войск, создание буферных зон на границе с Турцией и Иорданией, создание нескольких бесполетных зон и, наконец, захват хранилищ химического оружия. Каждый из этих вариантов обойдется бюджету США в кругленькую сумму: даже отправка инструкторов будет стоить не дешевле, чем 500 миллионов долларов в год. Что касается полномасштабной операции, то она, по расчетам Пентагона, потребует участия сотен единиц боевой техники, а для охраны складов химоружия потребуется ввод подразделений спецназа. При таком раскладе стоимость операции возрастает до 1 миллиарда долларов в год, что в нынешних условиях кажется чрезмерной суммой даже для американского военного бюджета.

При этом Дэмпси отвергает все обвинения в медлительности, заявляя, что военные готовы начать вторжение хоть завтра, если соответствующий приказ будет отдан президентом. Об этом же говорят и противоракетные комплекты Patriot, уже давно выставленные у сирийских границ в Иордании и Турции. Судя по результатам переговоров государственного секретаря Джона Керри с руководителями этих стран, они прекрасно понимают и даже приветствуют возможность начала активных боевых действий.

Кольцо вокруг Сирии сжимается. Это очевидно и по реакции Евросоюза в преддверии саммита Совета ЕС по вопросу поставок оружия, который должен пройти 1 августа, объявившего о внесении в список террористических организаций военного крыла ливанской организации "Хезболла", бойцы которой сражаются на стороне Асада. Вместе с изменением позиции Конгресса, который после жарких дебатов все-таки разрешил поставки повстанцам стрелкового оружия, соответствующую позицию могут занять и европейские законодатели. Однако даже теперь, когда с возможностью военного вторжения возникла определенная ясность, четких сценариев дальнейшего будущего страны по-прежнему не просматривается.

Очевидно, что вторжение в Сирию, которое так долго откладывает администрация Обамы, является нежелательным шагом для американской внешней политики. И дело здесь даже не в репутации миротворца, которой так дорожит Обама, – в конце концов, он уже переизбрался на второй срок и теперь может действовать относительно спокойно. Дело здесь в другом: судя по тому, что пишет генерал Демпси, в Пентагоне прекрасно понимают, к чему могут привести импульсивные действия. За примерами далеко ходить не нужно: в соседнем Ираке, из которого только недавно ушли последние солдаты, полным ходом строится новая диктатура, каждый день гремят взрывы, а относительно благополучный Курдистан фактически отсоединился.

С Афганистаном ситуация еще тяжелее: очевидно, что талибы только и ждут вывода международного контингента, чтобы свалить марионеточный режим Хамида Карзая и вновь приступить к созданию исламского государства. Возможно, они больше не будут предоставлять "Аль-Каид (запрещена в РФ)е" площадь для тренировочных баз, однако даже такой вариант сложно назвать победой над терроризмом. Ситуация патовая: с одной стороны, два с лишним года гражданской войны показали, что никто, кроме США, победу повстанцев обеспечить не сможет. С другой стороны, учитывая нынешний баланс сил между соединениями Свободной сирийской армии и исламистами, попадание американского и европейского оружия не в те руки, не просто вероятно, а практически гарантировано.

Именно этим и вызвана осторожность Демпси в отношении фигуры Башара Асада, который пока что сохраняет способность поддерживать в стране жизнеспособное государство. О том, как будут развиваться события после его свержения, можно только догадываться. Понимая это, американское командование может постараться переломить ситуацию в пользу повстанцев, а уже потом вернуться к идее мирных переговоров, чтобы диктовать президенту свои условия примирения и мирной передачи власти. Сложность заключается в том, что перед этим нужно будет добиться ослабления не только правительственных войск, но и исламистов, которые в последнее время значительно усилили свои позиции. А воевать на два фронта всегда труднее и, главное, дороже, чем на один.