Российские и японские военные помирились без мирного договора

Главная геополитическая новость — первая в истории российско-японская встреча в формате "два плюс два", когда друг с другом встретились сразу и министры обороны, и министры иностранных дел двух стран.

Главная геополитическая новость — первая в истории российско-японская встреча в формате "два плюс два", когда друг с другом встретились сразу и министры обороны, и министры иностранных дел двух стран. В ХХ веке мы друг с другом уже так навоевались (две войны, а еще Хасан с Халхин-Голом), что довольно! Однако прошли не только те времена, когда Москва была столицей сначала страшного коммунизма, потом чего-то непонятно-пореформенного, но и те времена, когда островитяне-японцы (конечно же, на зависть дисциплинированные и трудолюбивые) могли взирать на состояние дел в материковой Азии (и у нас, и в Китае) исключительно с превосходством. Почему с подписанием мирного договора можно не спешить, но в то же время японские упрямцы вдруг помягчели и согласились на совершенно иное сотрудничество, новый пасьянс?

Такое в резиденции японского премьера происходит впервые в истории — главы министерств обороны и иностранных дел России и Японии проинформировали Синдзо Абэ об итогах первого раунда стратегического диалога. Переговоры в формате "два плюс два" — это то, о чем президент Владимир Путин договорился с Абэ на саммите в Москве в апреле этого года.

Сергея Шойгу приветствовала рота военнослужащих японских сухопутных сил. Актовый зал Министерства обороны Японии. Еще шесть лет назад оно называлось "управлением". Сопровождающий Шойгу офицер— военнослужащий сил самообороны. Основной закон запрещает Японии иметь Вооруженные силы. Присвоение военному ведомству министерского статуса здесь считают первым шагом к пересмотру навязанной США после 1945 года 9-й статьи Конституции, к которому стремится правительство Абэ.

Находясь в тени Вашингтона, даже гимн японцы слушают, как американцы, приложив руку к груди. Токио упустил из виду растущее влияние ближайших соседей на Западе. Лидерство в Азии проиграно Китаю, а в довершение Токио рассорился и с Пекином, и с Сеулом. В обоих случаях повод — территориальные разногласий. На этом фоне единственная возможность избежать политической изоляции в своем регионе для Японии — это сближение с Россией, у которой, впрочем, свой взгляд на сохранение стратегического баланса сил.

"Мы говорили о необходимости начать диалог по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе многосторонней внеблоковой архитектуры безопасности, которая позволяет учитывать интересы всех стран на основе принципа неделимости и безопасности. Считаем, что участие Японии в многосторонних дискуссиях о путях построения безопасной системы в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет идти в одном русле с формированием политики активного пацифизма, чем сейчас занимается правительство господина Абэ", — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Противоракетные системы Patriot, находящиеся на территории Министерства обороны, — часть строящейся глобальной системы ПРО США. Пока разворачивают только на время обострения напряженности в КНДР и нацеливают на перехват северокорейской ракеты, но вскоре планируют перейти на постоянное боевое размещение. В понимании японцев это тоже элемент активного пацифизма. И здесь уже у России возникают вопросы, для решения которых она и пытается найти новые форматы диалога с Японией.

"Мы не скрываем, что строительство в АТР противоракетной обороны США и включение в ее состав Японии, вызывает у нас определенную озабоченность, прежде всего в связи с возможным нарушением стратегического баланса сил в АТР. Мы предложили японским коллегам провести консультации по тематике ПРО, в ходе которых поделимся нашими оценками и выводами. Договорились о регулярном обмене визитами, в том числе на уровне министров обороны", — подчеркнул министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Решено проводить регулярные контакты по всем направлениям оборонного сотрудничества, в том числе на уровне генеральных штабов.

"Обеспечение безопасности на море для Японии как морской державы имеет большое значение, поэтому мы намерены стремиться к достижению согласия о проведении совместных учений по противодействию пиратству и терроризму", — заявил министр иностранных дел Японии Фумио Кисида. По словам Сергея Шойгу, такие морские учения могут быть проведены в зоне Африканского рога.

Пожалуй, единственные, кто остался недоволен итогами переговоров, — японские ультраправые националисты. Но их крики едва ли были услышаны участниками диалога. Японская полиция блокировала националистов, не позволяя им подойти близко к месту встречи. Очевидно, что территориальный вопрос больше не является определяющим фактором двусторонних отношений.