Тема:

Ядерная программа Ирана 2 недели назад

Белый дом: Иран пока не может рассчитывать на ослабление санкций

В Женеве идут переговоры "шестерки" посредников по ядерной программе Ирана, которые могут затянуться до воскресенья. Делегации продлили бронь в отеле еще на одну ночь. Иранские дипломаты рассказывают, что сейчас текст соглашения редактируют.

В Женеве идут переговоры "шестерки" посредников по ядерной программе Ирана, которые могут затянуться до воскресенья. Делегации продлили бронь в отеле еще на одну ночь. Иранские дипломаты рассказывают, что сейчас текст соглашения редактируют.

О том, что в женевском отеле "Интерконтиненталь" в эти выходные вершили историю, говорило буквально все. Машины с дипномерами только и успевали высаживать иностранные делегации. Журналисты со всего мира не расставались с компьютерами ни на секунду.

Здесь сегодня были все министры иностранных дел "шестерки", в которую входят постоянные члены Совбеза ООН и Германия. С самого утра и до самого вечера проходили встречи. Министр Иностранных дел Сергей Лавров беседовал с госсекретарем США Джоном Керри, затем с главой французской дипломатии Лораном Фабиусом. Встреча состоялась и со спецпосланником ООН и ЛАГ по Сирии Лахдаром Брахими.

Диалогу шестерки с ираном источники близкие к делегациям Ираном предрекали то триумф, то очередное фиаско. По словам замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, напряженную атмосферу сегодня подогревали и в соцсетях, и в западных СМИ. Со ссылкой на анонимные источники появлялись сообщения, в которых Иран обвинялся в торможении переговорного процесса.

Сергей Рябков рассказал о готовящемся четырехстраничном документе, в котором описываются 6 проблем разной степени тяжести. Самая сложная — это объект в Араке, где расположен ядерный тяжеловодный реактор. Пока решения по нему не выработано.

К этому соглашению, по словам экспертов, в Иране шли семимильными шагами с сентября 2013 года. Тогда в своем первом выступлении с высокой трибуны Генассамблеи ООН новый лидер Исламской республики Хасан Роухани заявил, что ядерному оружию нет места в военной доктрине Ирана и что Тегеран готов к переговорам. А ведь представить только: еще год назад бывший лидер Махмуд Ахмадиннежад угрожал в обмен на санкции перекрыть Ормузский пролив — важнейшую транспортную артерию, по которой из Персидского залива вывозят нефтепродукты.

О новом взгляде на ядерную политику Джавад Зариф объявил еще за день до начала переговоров, по интернету. На youtube выложил обращение к миллионами пользователей. Причем, именно к зарубежной аудитории: в Иране сайт заблокирован.

В Израиле на сделку с Ираном смотрят наиболее пессимистично. Официальный Тель-Авив уверен, что она опасна и ставит под угрозу мир во всем мире. Премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил, что если санкции будут снижены "одним росчерком пера", "Иран ничего не даст в замен".

Впрочем, на значительное ослабление санкций Ирану едва ли приходится рассчитывать. В Белом Доме сообщения, что банковские активы Ирана будут разморожены до 50 миллиардов долларов, назвали сильным преувеличением. По словам некоторых экспертов, на первом этапе речь может идти о сумме около трех миллиардов.