Отмена МДП: российские дальнобойщики забуксовали в таможенных проблемах

С 1 декабря в России отменили международные транзитные сертификаты, позволявшие водителям-дальнобойщикам пересекать границы без досмотра машин. Груз проверяли только в стране назначения. Формальным поводом для такого решения стал долг российских перевозчиков перед Федеральной таможенной службой.

С 1 декабря в России отменили международные транзитные сертификаты. Этот документ позволял водителям-дальнобойщикам пересекать границы без досмотра машин. Груз проверяли только в стране назначения. Формальным поводом для такого решения стал многомиллиардный долг российских перевозчиков перед Федеральной таможенной службой.

Транзит грузов по России этой зимой может измениться до неузнаваемости. Федеральная таможенная служба не желает принимать на территории страны международные транзитные сертификаты, более известные у нас как "книжки МДП". В то же время альтернативы им у отечественных дальнобойщиков пока нет.

Суровые будни дальнобойщика-международника: двое суток в пробке. Водитель Владимир вспоминает очереди из грузовых фур на российско-украинской границе в Брянской области. Пробка, по словам дальнобойщиков, образовалась из-за новых правил таможенного контроля. В частности, по причине запрета на сертификаты МДП.

Книжка МДП в Европе называется "сертификат TIR". Этот документ создан в конце пятидесятых годов прошлого века с целью упростить процедуру прохождения таможенного контроля. Договор распространяется на все республики бывшего СССР и практически на все европейские страны. То есть действует в тех регионах, где чаще всего работают российские дальнобойщики.

Запрет на книжки МДП Федеральная таможенная служба вводит из-за долга Ассоциации международных автоперевозчиков. Только по международным процедурам за Ассоциацией числится 20,8 миллиарда рублей. Она долг признает, но считает завышенным. По сведениям Ассоциации, ее долг перед ФТС не превышает миллиард рублей.

Спор, который до сих пор не решен, вынудил таможенников поэтапно запрещать книжки МДП. Сначала запрет был введен на Дальнем Востоке, затем — в Сибири, после – на северо-западе страны. А с 12 ноября он действует по всей украино-российской границе. Международный сертификат российская таможня предлагает заменять альтернативными гарантийными формами.

"При применении иных форм обеспечения, например поручительства, никакого коллапса не происходит, — говорит Руслан Давыдов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России. — Даже крупнейший пункт пропуска Бурачки на российско-латвийской границе спокойно оформляет более четырехсот машин в день, как и раньше".

Со статистикой ФТС не согласны водители на местах. В Брянске дальнобойщики провели митинг против запрета книжек МДП. Водителям не понравилось, что на местах иные формы обеспечения буквально навязываются. Это приводит к потере времени и денег. "Происходят разного рода нарушения, — поясняет Роман Пичугин, генеральный директор компании "Премьер Автотранс". — Где-то перевозчика уговаривают перейти на другую систему внутреннего таможенного транзита, где-то предлагают обратиться к коммерческим структурам".

Параллельно с запретом на книжки МДП Федеральная таможенная служба начала проводить таможенный эксперимент. Она отобрала свыше пятисот компаний-перевозчиков, которым разрешила оформлять грузы на льготных условиях. Водителям из Брянска повезло: на российской границе у них не спросят ни книжку МДП, ни ее альтернативу. "Эксперимент завершится 1 февраля, — рассказывает начальник брянских водителей, генеральный директор ООО "Автоком" Дмитрий Рябинкин. — Для перевозчиков было бы важно, чтобы в России действовало и соглашение МДП, и эксперимент. Тогда мы могли бы выбирать, как дешевле и быстрее двигаться по территории России и до нее".

Ситуацией с МДП заинтересовались власти. В конце осени состоялось правительственное совещание с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова. По сообщению СМИ, на нем было принято решение отсрочить введение запрета на международные транзитные сертификаты до 1 июня 2014 года. Однако никаких оформленных поручений ФТС до сих пор не поступало, заявил глава таможенного ведомства Андрей Бельянинов. Вопрос повис в воздухе. А значит, ситуация на границе пока остается неразрешенной.