Google и Yandex пока не подписали антипиратский меморандум

Роскомнадзор подписал сегодня меморандум о сотрудничестве с крупными телекомпаниями, производителями фильмов и интернет-площадками. А вот Google и Yandex пока документ решили не подписывать. Из крупнейших игроков рынка только юристы Mail.Ru поставили свою подпись под меморандумом.

Борьба с пиратами в интернете! Роскомнадзор подписал сегодня меморандум о сотрудничестве с крупными телекомпаниями, производителями фильмов и интернет-площадками. А вот Google и Yandex пока документ решили не подписывать.

Поклонники Beatles ждут пополнения своих коллекций. Звукозаписывающая компания Apple Records выставляет на продажу 59 аудио и видеороликов с выступлением британской рок-группы. Поделиться последними запасами из музыкальной сокровищницы заставило законодательство Европейского союза. По новым правилам неопубликованные музыкальные композиции через 50 лет после их записи перестают быть объектом авторского права. Песни можно будет платно скачать в сети.

Хотя такая возможность вряд ли интересует российских фанатов ливерпульской четверки. Анонсированные композиции давно доступны в бездонных хранилищах соцсети "В контакте". Победить тотальное неуважение к авторскому праву в Рунете кажется невыполнимой задачей. Но в Роскомнадзоре не сдаются – и работают над меморандумом о сотрудничестве в сфере иcключительных прав. Для начала – в кино.

Главная идея меморандума в том, что сотрудничество не просто необходимо по закону. Оно выгодно – и кинопрозводителям, и интернет-площадкам, готовым зарабатывать легально. Документ детально описывает досудебный порядок решения споров.

Вот уже четыре месяца авторские права в Рунете защищает, так называемый, антипиратский закон. За это время правообладатели 75 раз жаловались на нарушения. В большинстве случаев файлообменники и торрент-трекеры реагировали на обращения и удаляли нелегальный контент. Но десять сайтов было заблокировано по решению суда.

"Почему люди должны бесплатно получать кино? Почему ты не можешь бесплатно получать помидоры, колбасу, автомобиль, но почему фильм-то ты можешь получать бесплатно? – говорит Карен Шахназаров, генеральный директор ФГУП Киноконцерн "Мосфильм". — Уже многие Интернет-компании готовы и хотят работать легально, и это надо приветствовать. И более того — им надо в этом смысле помочь, чтобы они нашли свое место именно в легальном бизнесе".

Участники рынка, прошедшие через тяжбы, поняли – такая защита своих прав чревата экономическими потерями. Избежать судебных издержек всем сторонам должен помочь Меморандум о сотрудничестве. Над текстом документа юристы кинокомпаний, интернет-порталов и провайдеров работали четыре месяца. Однако итоговый вариант все равно пришелся не по душе интернет-гигантам рунета – "В контакте", Yandex и Rambler. Представители этих компаний над меморандумом работали, но на подписании замечены не были.

"Я надеюсь, что рано или поздно, в тот момент, когда юристы Yandex, Google и иных компаний посчитают для себя возможным, понаблюдав, как работает меморандум первые месяцы, присоединятся к меморандуму, мы открыты", — говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров.

Пятая глава Меморандума говорит о том, что любой участник процесса, будь это правообладатель или интернет-площадка, может присоединиться к нему по собственному желанию в любой момент.

В российском подразделении корпорации Google заявили – внутренняя система защиты авторских прав и так эффективна и не нуждается в дополнительном контроле и регулировании. Сейчас подписывать меморандум компания не планирует. "Мы давно сотрудничаем с правообладателями в рамках законов об авторском праве — эта процедура позволяет в досудебном порядке быстро убирать пиратский контент из наших сервисов по обращению правообладателей, если у них есть вся подтверждающаяся документация", — заявили в Google.

Из крупнейших игроков рынка только юристы Mail.Ru поставили свою подпись под меморандумом. По оценкам экспертов, не подписавших может пугать техническая сторона вопроса. К марту 2014 года видеохостинги обязаны внедрить систему индентификации контента. Алгоритм позволит блокировать и предотвращать размещение пользователями пиратского видео.

"Речь идет о системе, условно называемой контент-id — это сличение видео, которое позволяет определять различные копии этого видеофильма или видеофайла и выявлять их совпадения. Соответственно выявлять и удалять нелегальный контент становится гораздо быстрее и проще. Эти технологии у нас уже давно используются", — говорит Антон Мальгинов, руководитель юридической службы Mail.ru.

Инструкция как урегулировать пиратский спор без суда также есть в меморандуме. В заявлении владелец фильма должен предоставить полную информацию о контенте и правах на него. Модераторы сайта обязаны удалить нелегальный контент в течение суток.