ГЛОНАСС в большом городе

За достоверность данных навигационного сигнала, поступающего на навигатор или мобильный телефон, отвечает система станций дифференциальной коррекции и мониторинга – СДКМ. ГЛОНАСС сегодня – это не только навигатор в руках пользователя и космический аппарат на орбите. Система решает задачи глобальные.

В стерильной чистоте с хирургической аккуратностью идет работа над новыми приборами для спутников ГЛОНАСС. Полвека назад здесь готовили миссию на Венеру, потом на Марс. Теперь лучшие инженерные умы создают аппаратуру для российской навигационной системы.

"Здесь в этих стенах, в этой организации уже на протяжении многих десятков лет создается аппаратура полезной нагрузки аппаратов ГЛОНАСС, начиная с самого первого аппарата и до сегодняшнего дня", — поясняет начальник отдела ОАО "Российские космические системы" Рудольф Бакитько.

Рудольф Бакитько на предприятии с 1957 года. Начинал работать с ГЛОНАСС, когда он был еще и не ГЛОНАСС вовсе, а "Ураган". Систему задумывали в 1976 году как сугубо военную. Нынешние спутники, конечно, не чета тем первым, рассказывает Рудольф Владимирович.

"В этой камере у нас установлена аппаратура, которая отрабатывается для установки на аппараты "ГЛОНАСС-М". Эти аппараты будут оснащены новым сигналом с кодовым разделением, что расширит их функциональные возможности", — подчеркивает Рудольф Бакитько.

Новые спутники ГЛОНАСС действуют уже в двух диапазонах. Навигационный сигнал может быть с частотным разделением, как на всех аппаратах ГЛОНАСС, и с кодовым разделением, как у американской системы GPS. Российские спутники теперь будут работать и так, и так.

"Сигналы с частотным разделением и с кодовым разделением, каждый из этих принципов, обладают своими достоинствами и недостатками. В данном случае недостатки сигналов с кодовым разделением мы компенсируем сигналами с частотным разделением и наоборот", — поясняет для чего это сделано заместитель генерального директора-первый заместитель генерального конструктора ОАО "Российские космические системы" Григорий Ступак.

У аппаратов новой серии "ГЛОНАСС-К", они успешно работают на орбите уже год, корпус спутника не герметичный в отличие от предшественников.

Раньше, попади в герметичный спутник, например, метеорит, аппарат быстро выходил из строя. В агрессивном космическом пространстве, где суровая радиация и перепады температур, воздействий извне очень много, так что отказы случались частенько.

"Не герметичный аппарат не страдает этими недостатками, зато порождает более высокие требования к аппаратуре. Но если оптимизировать все по совокупности, то лучше все-таки сделать более устойчивую аппаратуру к внешним воздействиям, каждую отдельно и независимо. То есть каждый становится независимо герметичным, но в этом случае она становится более живучей в целом по аппарату", — продолжает рассказ Рудольф Бакитько.

Однако ГЛОНАСС – это не только навигатор в руках пользователя и космический аппарат на орбите. Спутниковую навигационную систему круглые сутки поддерживают и с Земли.

Данные в наземный центр обработки поступают с наземных станций, расположенных на территории России, а также за рубежом.

Спутниковый сигнал, пронизывая ионосферу Земли, может преломляться и давать погрешность. Могут быть и технические сбои на аппарате, например, из-за магнитных бурь.

За достоверность данных навигационного сигнала, поступающего на навигатор или мобильный телефон, отвечает система станций дифференциальной коррекции и мониторинга. Сокращенно – СДКМ. Они разбросаны по всей планете.

"Применение информации потребителем, которая подготовлена в данном центре, позволяет обеспечивать точность местоопределения потребителя до одного метра", — отмечает ведущий специалист ОАО "Российские космические системы" Виталий Сернов.

Такую станцию коррекции и мониторинга недавно открыли в Бразилии. Это первый базовый объект ГЛОНАСС в Западном полушарии. Для пользователей в этом регионе точность работы российской системы заметно увеличилась.

"Эти наземные станции необходимы для поддержки системы ГЛОНАСС, для измерения параметров спутников, выдачи поправок, необходимых для того, чтобы уточнить сигнал, повысить точность местоопределения и местоположения и, тем самым, повысить конкурентоспособность нашей глобальной системы ГЛОНАСС на мировом рынке", — говорит заместитель руководителя Федерального космического агентства Сергей Савельев.

Кроме Бразилии такие станции установлены на Южном полюсе в Антарктиде и на всей территории России, всего их больше 20, а будет 50. От станций корректирующий сигнал за считанные секунды поступает в Москву в центр сбора информации.

"Оперативность с момента возникновения до момента доведения – не более 10 секунд, это требование международного комитета по гражданской авиации ИКАО. В планах — ужесточить это требование до 6 секунд", — делится планами заместитель генерального директора-первый заместитель генерального конструктора ОАО "Российские космические системы" Григорий Ступак.

В авиации наличие такой системы – вопрос жизни и смерти в буквальном смысле. Когда самолет идет на посадку по приборам, любые помехи в работе навигационного сигнала – угроза жизни сотни пассажиров. Для армии точная навигация – залог успеха в боевых действиях.

"Любая армия, которая хочет считаться современной, без использования глобальной навигационной спутниковой системы просто не сможет вести современные боевые действия и, разумеется, одержать победу", — уверен военный эксперт, член Общественного совета Минобороны России Игорь Коротченко.

Те страны, у которых есть своя спутниковая навигационная система, а это пока только Россия и США, точнее бьют в цель и могут отключать сигнал для врага. Так, например, делали американцы во время бомбежки Югославии.

"То же самое можно проследить и на военных конфликтах на постсоветском пространстве, в частности, Грузия, осуществляя свою операцию-вторжение в Южную Осетию в 2008 году точно так же использовала систему GPS для точного вывода подразделений в точки, которые изначально были определены в ходе данной войны", — подчеркивает Игорь Коротченко.

Вопрос – нужна ли России своя навигационная система – уже давно не стоит. ГЛОНАСС прочно вошла в нашу жизнь.

Теперь с развертыванием аналогичной европейской системы Galileo и китайской "Бэйдоу", позиционирование может достичь действительно ювелирной точности. И тогда спутниковая навигация сможет заменить человека. Самолет без пилота? Почему бы и нет.