Сирийский переговорщик приструнил Генсека ООН

В Швейцарии проходит долгожданная международная конференция по Сирии "Женева-2". Прогресс есть, хотя и скромный. Официальная делегация Дамаска впервые за три года войны за одним столом с зарубежной оппозицией общается — пока через посредника — и входит в комнату через разные двери.

В Швейцарии проходит долгожданная международная конференция по Сирии "Женева-2". Прогресс есть, хотя и скромный.

Открытие "Женевы-2" — событие историческое. Официальная делегация Дамаска впервые за три года войны за одним столом с зарубежной оппозицией общается — пока через посредника — и входит в комнату через разные двери, но начало диалогу все же положено.

"Первое заседание будет посвящено тому, чтобы понять, правильно ли мы понимаем наши задачи. Мы будем обсуждать практические вопросы. Я исключаю возможность того, что какая-то делегация покинет переговоры", — заявил спецпредставитель ООН и Лиги Арабских Государств Лахдар Брахими.

Итак, кто ведет переговоры о будущем Сирии?

Глава сирийской официальной делегации — министр иностранных дел Валид Муаллем. Дипломат с 50-летним стажем работы и жестким характером, принимал участие в сирийско-израильских переговорах в 90-х, был послом страны в США и написал несколько книг по истории Сирии. В самом начале конфликта отказался покинуть правительство за взятку в сто миллионов долларов. На открытии "Женевы-2" уверенно парировал выпады Джона Керри в адрес Дамаска и пресек несколько попыток Генсека Пан Ги Муна прервать его речь. "Господин Генсек, вы говорили 25 минут. Я должен закончить свою речь. Вы живете в Нью-Йорке, а я — в Сирии. У меня есть право представить сирийскую точку зрения на этом форуме", — заявил Валид Муаллем.

Башар Джафари. 34 года работы в МИД. Постоянный представитель Сирии в ООН. Во время 67-й сессии Генассамблеи получил от катарского эмира через турецкого посла предложение встать в ряды оппозиции, подкрепленное пустым чеком, куда можно было вписать любую сумму. Отказался. На переговорах в Женеве представил часть из почти 20 килограммов писем, отправленных в ООН за три года конфликта, где сообщается о фактах незаконных поставок оружия так называемой "мирной оппозиции", об иностранных наемниках, воюющих в Сирии, и о случаях химических атак против населения. В эксклюзивном интервью "Вестям недели" он рассказал о том, с чем приехал на "Женеву-2".

"Наша задача — сохранить целостность и суверенитет Сирии, политическую независимость, подключить к процессу власть и всю оппозицию, не только ту, что приехала в Монтре. Но вначале нужно остановить насилие. Это ключевой момент. Ждем такого же подхода с другой стороны", — отметил Башар Джафари.

На переговоры не приехали 13 партий из самой Сирии, а также курды. Весь состав оппозиции — зарубежный.

Абдельбасет Сейда находится под влиянием Турции. Последние 20 лет живет в Швеции. Одним из первых еще в 2012 году призвал мировые державы начать военное вторжение в Сирию на основе 7-й главы Устава ООН. И хотя сам по национальности курд, включен крупнейшей курдской партией Сирии в список врагов народа.

Мустафа Саббаг имеет тесные отношения с катарским бизнес-сообществом, постоянно проживает в Джидде, Саудовская Аравия. Там же живет и главный переговорщик оппозиции на "Женеве-2" Хади аль-Бахра. Инженер, специалист по рекламным технологиям, он наладил взаимодействие оппозиции с западными СМИ.

И наконец глава делегации Ахмед аль-Джарба. Родился в курдской провинции Хасаке, родом из саудовского племени шаммар. Юрист. Два года сидел в тюрьме в Сирии за торговлю наркотиками. По некоторым данным, также был осужден за организацию борделей. Стремится контролировать финансовые потоки коалиции. Сразу после открытия "Женевы-2" он встречался с турецким министром иностранных дел и получил указание затягивать процесс переговоров, не соглашаться на предложения и обвинять правительство в спонсировании террористов.

В тот же день массированную информационную кампанию начал Госсекретарь США Джон Керри. Вслед за ним выступил и Джарба.

"Многие страны уже предложили выступить в качестве миротворцев в новой Сирии, если там будет установлен мир и будет принято мирное соглашение. Мы все готовы помочь в обеспечении безопасности всем меньшинствам. Я заявляю всем алавитам, которые сражаются на стороне Асада и верят, что только он может их защитить, что это совсем не так. Асад ставит их под угрозу и всю Сирию. Асад — человек, на котором лежит ответственность за возможный распад Сирии. Асад является самым сильным магнитом для террористов. Он один невероятно их притягивает", — заявил Керри.

"Группировка "Исламское государство (запрещена в РФ) Ирака и Леванта" на сто процентов связано с режимом Асада. Их боевики занимают освобожденные нами территории, они сидят во дворцах и правительственных зданиях. Войска режима их не бомбят, они скидывают бомбы только на мирное население. К тому же режим направляет в Ирак "Аль-Каид (запрещена в РФ)у", чтобы устраивать там теракты", — отметил Ахмед аль-Джарба.

На фоне этих заявлений появилась информация, что зарубежная оппозиция планирует восстановить остатки своего военного крыла — Свободную сирийскую армию. Как пишет газета The Telegraph, консультации с сенаторами в Вашингтоне о возобновлении прямых поставок оружия оппозиции на север Сирии пройдут уже в следующем месяце.

"Мы используем этот шанс в Женеве, чтобы получить преимущество над Башаром Асадом и показать, что мы — легитимный партнер, которому можно доверять. Мы — единственные, кто может бороться с "Аль-Каидой", — говорит издание.

Параллельно с этим активисты оппозиции в Женеве развернули наступление на лояльную сирийскому режиму прессу. Журналистам угрожают, на них нападают, несколько раз дело едва не доходило до драки.

Официальный Дамаск пока не поддается на провокации и готов продолжать диалог. Зарубежная оппозиция предлагает перемирие в Хомсе как единственном городе, где она может повлиять на боевиков. Правительство настаивает: изначально речь шла об Алеппо, но при этом согласно рассмотреть вариант Хомса. Стороны обсудят возможный обмен пленными.

Как долго продлятся переговоры, предсказать не берется никто. Ясно, что диалог будет трудным и долгим, не исключено, что в процессе к нему могут подключиться другие группы, к примеру, внутренняя оппозиция или курды, которые имеют гораздо больше влияния, но которых генеральный секретарь ООН пока решил проигнорировать.