Тема:

Стрельба в школе 1 год назад

Тихий омут: отличник убил учителя и полицейского, потому что хотел умереть


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA

Басманный суд столицы выдал санкцию на арест старшеклассника, который накануне устроил бойню в школе 263 в Отрадном. В результате погибли два человека — учитель и полицейский. Подростка доставили в суд в наручниках под конвоем. Первые показания он уже дал следователям.

Басманный суд столицы выдал санкцию на арест старшеклассника, который накануне устроил бойню в школе 263 в Отрадном. В результате погибли два человека — учитель и полицейский. Подростка доставили в суд в наручниках под конвоем. Он уже дал следователям первые показания .

Старший сержант полиции Владимир Крохин, получивший накануне тяжелое ранение, пришел в себя. Сейчас ему необходима кровь для переливания. Школа, где произошла трагедия, закрыта. Старшеклассники учатся в соседней, для младших организованы экскурсии. На месте дежурит группа психологов, к которым могут обратиться все, кому это необходимо. Московские власти уже заявили, что окажут помощь семьям погибших и пострадавшим. Уголовное дело возбуждено по трем статьям. Выводы о причинах трагедии еще предстоит сделать следователям и психологам.

Психологические тесты и беседы с подростком должны дать ответ на главный вопрос — что толкнуло 15-летнего Сергея взять две отцовские винтовки, патроны, и прийти в школу, чтобы застрелить сначала учителя географии, а затем и прибывшего по вызову полицейского.

Разговорить мальчика экспертам Института судебной психиатрии имени Сербского оказалось непросто. Как сообщается, во время беседы подросток замкнулся. Глубокий душевный конфликт с непонятными пока истоками, как считают психиатры, и стал возможным поводом к бойне.

"Это следствие не одной причины, а целого комплекса факторов, — говорит главный детский психиатр города Москвы Анна Портнова. — Это подростковый и возраст, и семейные проблемы, и личностные особенности ребенка".

Как рассказывают одноклассники, находясь в классе и уже застрелив учителя географии, Сергей рассуждал о том, что понял смысл жизни, устал от нее и хочет узнать, что будет с ним после смерти. На предложения сдаться он отвечал отказом, так как в этом случае его арестуют, а в тот день он пришел в школу именно для того, чтобы умереть.

Схожие мотивы психиатры обнаружили и у другого массового убийцы — юриста Дмитрия Виноградова, который в ноябре 2012 года расстрелял шестерых своих коллег в офисе посреди рабочего дня. Диагностированное психическое расстройство, нелюдимость, неуверенность в себе и желание доказать всему миру собственное превосходство. Спусковым механизмом копившихся внутри проблем стала несчастная любовь, после которой Виноградов, по его признанию, и решился на демонстративное убийство. "Пристрелите меня", — единственная фраза, которую молодой человек произнес в момент задержания.

Как рассказал руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, часто эти люди хотят совершить самоубийство, но не хватает мужества: "Это такой расширенный суицид, когда хотят, чтобы их застрелили, и при этом унести с собой как можно больше жизней людей... Американские психологи такой феномен знают и описывают".

Опыт американских психиатров в этом смысле самый богатый. Ежегодно в школах США происходит до 40 убийств. Самый громкий — случай Адама Питера Лэнза, подростка, расстрелявшего 27 человек в начальной школе "Сэнди-Хук". Адам застрелился сам, прежде чем был схвачен полицией. Но остальные факты во многом схожи с драмой в Отрадном. Нелюдимый подросток, склонный к метафизическим размышлениям и увлекающийся стрельбой. Как и московский школьник, американский убийца взял оружие дома у матери, которую застрелил первой.

Дома раздобыл оружие и Тим Кретчмер — немецкий юноша, который с помощью пистолета отца хотел отомстить одноклассникам за насмешки. Примечательно, что во всех случаях фигурирует один и тот же перечень компьютерных игр, которыми увлекались убийцы. Возможно, именно в вирутальном мире будущие стрелки готовились к своему выходу на смертельную арену.

"У ребенка есть садистические наклонности, какое-то влечение к такому поведению... Может, он отрабатывает внутреннюю агрессию, и в конце может притупляться чувство опасности… И ребенок может переступить черту", — говорит о "школьном стрелке" Портнова.

И все же, как уверяют психиатры, единого портрета подростка-убийцы составить почти невозможно. Что за монстр жил в голове у московского подростка Сергея, экспертам еще предстоит разобраться.