Тема:

Ближний Восток 2 недели назад

Американцы запустили цепную террористическую реакцию

Ирак. Ливия. Сирия. США поддерживают радикальных исламистов и боевиков. Теперь же Вашингтон испугался своего очередного детища – ИГИЛ.

Мы все наблюдаем, сколь стремительно меняется мир. Но успеваем ли мы осмыслить, сколь парадоксален он уже стал? Если бы еще год назад вам кто-то сказал, что украинская авиация будет бомбить Донецк и Луганск, да еще сыпать на местный народ фосфорные бомбы, что бы вы ответили?

А если бы тогда же американцам сказали, что головы их журналистам одну за одной в кадре будет отрезать британец? А следующую голову отрежет уже британец британцу? Но ведь все это уже происходит!

А как насчет того, что сирийский лидер Башар Асад, который еще год назад для Обамы был врагом номер один, и США готовы были с ним по полной воевать, теперь становится для США чуть ли не союзником в борьбе с новым врагом — выращенным американцами же "Исламским государством Ирака и Леванта"?

А кто бы еще недавно мог представить себе европейский выбор "женщины с бородой" — Кончиты Вурст примой "Евровидения"? А отстрел здоровых жирафов в датских зоопарках и приглашение на шоу детей? А шествия под фашистскими знаменами и марши со свастикой в центре Европы, в Киеве? А вечеринку в американском посольстве в Триполи после свержения ненавистного Каддафи?

А в каком кошмаре можно было себе представить, что исламисты захватят на Голанских высотах три десятка миротворцев и откроют оттуда огонь по территории самого Израиля?

"Золотым" стандартом международных отношений с подачи США стало прослушивание телефонных разговоров лидеров союзнических держав, например, Ангелы Меркель. И сошло, как говорится, ничего личного.

А как вам история про то, как отправленные на хранение в банки США слитки из золотого запаса Германии — а это полторы тысячи тонн, половина всего золотого запаса крупнейшей страны Евросоюза — немцам теперь недоступны. Иными словами, пропали. Американцы даже не готовы опубликовать список номеров слитков, которые им были отданы на хранение. Немецкая пресса пишет, что слитков уже не осталось — американцы их переплавили.

Исламисты хозяйничают в американской дипмиссии. В одежде, в ботинках ныряют в бассейн с некогда голубой водой. Вместо вышки — балкон виллы. Недоступная прежде боевикам роскошь. Потоптались в столовой комнате, подивились на спортивные снаряды, кто-то, может, впервые в жизни полежал на белых простынях.

Сотрудников американской дипмиссии в Ливии успели заранее эвакуировать под охраной морпехов, но спасти рядовых американских журналистов в Сирии не смогли.

"Второе послание Америке" — так назвали чудовищное видео боевики так называемого "Исламского государства Ирака и Леванта". Американский заложник в оранжевой робе на коленях со скрученными за спиной руками за мгновения до страшной, мученической смерти.

"Обама, я вернулся", — говорит террорист все с тем же лондонским акцентом. Палач, который вырос в британской столице, обезглавил американца и показывал следующую намеченную жертву — гражданина Великобритании. В Вашингтоне и Лондоне — шок.

"Сейчас всем очевидно, что хаос стал чрезмерным. Буквально за последние два года. В Ливии все развалилось, страна находится в состоянии свободного падения. Ливия дала такую реакцию в Мали. Центрально-Африканская Республика распалась сама собой. Опять же при поддержке американцев Южный Судан обрел независимость, правда, там был длительный процесс и переговоры, но оказалось, что внутри страны политические силы совершенно не готовы к сотрудничеству между собой, там продолжается гражданская война. Апофеоз этого — история с "Исламским государством Ирака и Леванта". Это действительно беспрецедентный вызов", — заявил Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН.

Под властью террористов не просто отдельные части стран, а части континентов. И влияние распространяется с огромной скоростью. Для этого у "Исламского государства Ирака и Леванта" есть все необходимое: мощная ядовитая идеология, огромная армия сторонников — многие государственные границы де-факто перестали существовать.

Вручную расчерченные линии в Ливии и Египте, Сирии и Ираке — итог Первой мировой войны. В 1916 году так называемые соглашения Сайкса-Пико разделили владения Османской империи в арабском мире на британские и французские зоны влияния. Теперь границы чертят заново — кровью. Мощные региональные игроки — Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ — денег не жалеют. Но внятного и единого ответа на хаос ни от Вашингтона, ни от международных структур нет. Даже когда тему обсуждают в закрытом режиме.

Напротив зала заседания Совбеза находится совещательная комната, где разговаривают уже за закрытыми дверями, без прессы, без посторонних. Постпреды здесь сидят ближе друг другу, общаются наверняка более свободно, но найти общий язык это помогает далеко не всегда.

Снимать эту комнату, даже пустую, журналистов обычно не пускают. Виталий Чуркин рассказал некоторые неизвестные подробности заседания и дискуссии с американским постпредом в ООН Самантой Пауэр.

"Когда приняли на заявление для прессы по поводу того, что террористическая организация захватила миротворцев на Голанах, сказали, что те, кто имеет влияние на эти группировки, должны поспособствовать урегулированию. Я задал вопрос: кто имеет влияние? Мне Саманта Пауэр ответила, что кто-то там имеет. Я спросил: а как по поводу тех, кто имеет влияние на тех, кто имеет влияние? И все поняли, о чем шла речь. И все засмеялись. Богатые страны Персидского залива. Все же знают, хоть и не в открытую это делается. Они финансируют террористические группировки, которые воюют в Сирии. Ведь США имеют на них влияние. Почему они не пользуются этим влиянием, чтобы прекратить эту деятельность? Мир сложен. Это и деньги, и военные базы", — подчеркнул Чуркин.

Теперь Белый дом — в растерянности. Боевики едва не взяли Багдад, а Барак Обама заявлял, что стратегии противодействия "Исламскому государству Ирака и Леванта" все еще нет.

На саммите НАТО решили сделать ставку на авиаудары по позициям боевиков, но теперь их уже не отличить от гражданских. В неофициальной столице ИГИЛ (запрещена в РФ)сирийском городе Ракка шариатская полиция патрулирует город. Следит, соблюдают ли люди пост, вовремя ли идут на молитву. Полицейский подзывает человека и говорит: у твоей жены паранджа не из того материала, пусть одевается скромнее. На улице выставлен распятый труп! Человека обвинили в убийстве и казнили. Возле ограды разложены тела военных сирийской армии, попавших в плен. Их головы тут же, на ограде. Мальчик 12 лет рассказывает, что тоже хочет, когда вырастет, стать моджахедом, чтобы убивать неверных.

"В Ливии — очень хороший пример, да и в Ираке, когда американцы ушли, не доделав дело. Они пришли менять режим, но если ты меняешь режим, подготовь новый, сделай так, чтобы режим мог решать задачи, которые стоят перед страной. Это подтверждает наш тезис, который мы неоднократно высказывали, что такая грубая геополитическая смена режимов без просчета последствий того, что может происходить, имеет самые тяжелые последствия. У многих в секретариате, у членов ООН возникла обеспокоенность, что та система международных координат, к которым мы привыкли за последние 20 лет, которая состояла в том, что основным игроки сотрудничают между собой, пусть иногда с разногласиями, но сотрудничают, сейчас нарушена", — подчеркнул Виталий Чуркин.

Ошибки в Вашингтоне признавать не принято. Как однажды заявила постпред Саманта Пауэр, "я никогда не буду извиняться за действия Америки".