Рубль уронили козни Запада и нефтяная игла

Еще никогда в России после дефолта 1998 года курс рубля не был таким низким. Если говорить о причинах, то это глобальные экономические сдвиги, гражданская война на Украине и санкции. Хотя и внутренних причин хватает. Главная — России до сих пор не удалось слезть с нефтяной иглы.

Еще никогда в России после дефолта 1998 года курс рубля не был таким низким. Если говорить о причинах, то это глобальные экономические сдвиги, гражданская война на Украине и, конечно же, санкции против нас. Хотя и внутренних причин хватает. Главная — России до сих пор не удалось слезть с нефтяной иглы, то есть нам не удалось пока найти секрет экономического роста за пределами углеводородов.

В этих условиях у США возникает соблазн надавить России на слабое место. Не было бы Крыма и Украины, все равно повод придумали бы а сейчас сконструировали. Кризис на Украине американцы подогрели, как результат возникла угроза Крыму. Нежелающие воевать крымчане высказали свою волю на референдуме. Россия оказалась перед вынужденным решением. Приняла его. Американцы театрально возмутились. Классика.

Совсем, как в "Словаре сатаны" американского писателя Амброза Бирса. Еще более ста лет назад слово "обвинять" Бирс иронично толковал как "утверждать вину или порочность другого человека, как правило, с целью оправдать зло, которое мы сами ему причинили".

"Антипатия — чувство, которое мы испытываем к друзьям наших друзей", — сказано в "Словаре сатаны". Это про Россию, которая в потенциале — друг своим соседям, будь то в Европе или Азии. США хотят с ними дружить сами ревниво и монопольно. Как результат — санкции. Против России. С нанесением ущерба Европе и всем, кого на антироссийские шаги удалось уломать.

Чтобы понять, что никакой политической новинки в сложившейся ситуации нет, достаточно обратиться к истории. Нечто похожее уже происходило. Например, сравнительно недавняя история конца ХХ века. С начала 80-х годов в США при президенте Рейгане работала компактная и глубоко засекреченная группа, целью которой было разрушить экономику СССР, ударив по ее самым уязвимым местам. Членом этой группы был здравствующий и поныне Роджер Робинсон.

"Факт, что президент был очень воодушевлен, когда услышал перечень этих уязвимых мест. А мы смогли разработать стратегию, которая помогла бы нам снизить валютные доходы СССР и урезать Союзу доступ к финансовым кредитам, являвшимся основным источником поддержания деятельности Советского Союза", — рассказал Робинсон. А потом стали действовать. В стратегию США входили санкции против европейских компаний, которые помогали Советскому Союзу тянуть на Запад газопроводы.

"Пять компаний — из Германии, Франции, Италии и Великобритании — осуществляли поставки в СССР, игнорируя наши запреты. В результате наших мер три компании обанкротились, ибо мы поставили их перед выбором: поставляете на рынок Советов или поставляете на рынок США, но никак не обоим", — сказал Роджер Робинсон.

Как и сейчас, поставить Европу на колени американцам тогда удалось, но главной в те времена все же была операция по снижению мировой цены на нефть. К июлю 1986 года она упала в несколько раз и достигла дна — 9,5 доллара за баррель. Для СССР, экономика которого и без того была в кризисе, — страдала от непоследовательных реформ — это стало фатальным.

"В деле "перекрытия кислорода" "пациенту", который уже лежит в госпитале в экономическом и финансовом смысле, наиболее важным были два слабых места. Во-первых, советский природный газ был и остается основным источником денежных поступлений, учитывая крупнейшие в мире запасы. А вторым важнейшим аспектом помимо природного газа была нефть. Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целью снизить цену на нефть и увеличить объемы ее выработки. Саудовцы повели себя сговорчиво в плане повышения добычи. Каждый доллар снижения цены на баррель нефти обходился Москве примерно от 500т миллионов до одного миллиарда долларов", — отметил Робинсон.

Кончилось так, как кончилось. Советскому Союзу, которым тогда рулили наивно-циничные и вечно ссорящиеся элиты, не удалось найти источник экономического роста за пределами экспорта углеводородов. Страна потерпела крушение.

А что сейчас? Нефть резко падает, а с ней падает и рубль. Отрицать прямую связь траекторий цены нефти и рубля было бы несправедливо. Причем здесь американцы? Все очень просто — они вновь решили использовать "нефтяное оружие".

Вслух этот совет Бараку Обаме дал злопамятный Джордж Сорос. После того как фонд Сороса был изгнан за "все хорошее" из России, патриотичный американец заявил, что самой жесткой санкцией против Москвы должно стать начало добычи стратегических запасов нефти США. С подачи ли Сороса, но Обама так и поступил. США "распечатали" свои запасы углеводородов и стали резко увеличивать добычу у себя дома.

Нефти США добывают теперь примерно столько же, сколько Саудовская Аравия — примерно по 9 миллионов баррелей в сутки. Так в мире и возник сегодняшний переизбыток нефти. Причем США и дальше планируют лишь увеличивать объемы нефтедобычи. С Саудовской Аравией американцы, похоже, как и во времена Рейгана, договорились, не зря в Эр-Рияд весной этого года летал Обама. Летом и госсекретарь США Керри гостил у короля Абдаллы Ибн Абдель Азиза Аль Сауда. Смысл договоренностей, очевидно, в том, чтобы саудиты, как и остальные страны ОПЕК, объемы нефтедобычи не снижали, даже когда цена будет падать.

Так и выходит. Нефтедобыча в странах ОПЕК остается с начала года практически стабильной — по 30 миллионов баррелей в сутки. Даже чуть растет. Россия тоже добывает устойчивый объем нефти — порядка 10 миллионов баррелей в сутки. Зато американцы неуклонно наращивают темп своей нефтедобычи. Цель США — к 2020 году стать лидером на мировом нефтяном рынке.

Для рубля это — испытание. Причем долгосрочное. Да и для самой России — тоже. Ждать повышения мировых цен на нефть можно, но ненадежно. Структура доходов в экономике России должна меняться быстрее. Это уже остро.

Последнее резкое падение цен на нефть многие аналитики объясняют чисто рыночными факторами — якобы предложение углеводородов сильно превышает спрос. Более того, в западных экономических СМИ активно продвигается идея о том, что эра высоких цен на сырье прошла. Связывают это с замедлением темпов роста мировой экономики и внедрением новых энергосберегающих технологий. На самом деле нефть была и остается главным стратегическим ресурсом мировой экономики, за который идет настоящая война. И осуществляются меры по увеличению добычи нефти ее традиционными потребителями.

В частности, США в последние годы истратили миллиарды долларов на так называемую сланцевую революцию. Сейчас США уже добывают примерно 8,5 миллиона баррелей в сутки. Через год цифра может превысить 9 миллионов баррелей. По последним прогнозам Международного энергетического агентства, через шесть лет, к 2020 году, США превратятся в мирового нефтяного лидера. И страна уже сейчас делает первые шаги к достижению этой цели. В конце лета был частично снят запрет на экспорт сланцевой нефти из страны.

Правда, на данном этапе, не говоря уже об экологических проблемах, которые все больше и больше беспокоят американскую общественность, рентабельность сланцевых проектов становится все более сомнительной. Она будет еще более сомнительной, если цены продолжат снижаться.

Между тем в организации экспортеров нефти, некогда главном регуляторе нефтяных котировок, пока спокойно воспринимают низкий уровень цен и только заявляют о возможном снижении в будущем году объемов добычи нефти в случае дальнейшего падения ее цены. Хотя раньше, как только нефть падала ниже 100 долларов за баррель, картель очень быстро реагировал на ситуацию. Почему так происходит? Почему главный мировой экспортер нефти — Саудовская Аравия — просто тихо снижает стоимость нефтяных контрактов, которые она заключает со своими постоянными клиентами, фактически начиная ценовую войну на рынке?

Есть все основания полагать, что Саудовская Аравия действует не по своей воле. Проще говоря, она подвергается давлению со стороны своего основного стратегического союзника — США. Об этом говорит много фактов. Один из них — последнее заявление Джо Байдена о том, что саудиты поддерживают террористов из ИГИЛ, — фактически означает обвинение Саудовской Аравии в поддержке терроризма, что по американской политической логике означает как минимум разрыв политических отношений, а как максимум — военные удары по стране, как мы видели это на примере той же Ливии и Ирака.

Конечно, Америка пока не готова на полный разрыв с Саудовской Аравией, ведь последняя держит на американских счетах почти триллион долларов. С другой стороны, Саудовская Аравия в сложной ситуации в регионе не может остаться без военного зонтика США.

Хотя бюджет Саудовской Аравии может быть успешно сверстан при цене на нефть 85 долларов за баррель, если цены упадут значительно ниже на длительный срок, это может дестабилизировать всю социально-экономическую обстановку в стране. Низкие цены не выгодны и другим крупным поставщикам нефти на мировой рынок.

"При резком падении цен на газ и нефть добыча сланцевого газа и сланцевой нефти, а также глубоководного газа на бразильском шельфе или на африканском, или на средиземноморском, или восточно-средиземноморском шельфе перестает быть рентабельной. И в этом плане очень сомнительно, чтобы основные игроки нефтяного и газового рынка радостно поддержали американского президента. Зачем это Бразилии, Габону, Нигерии? Зачем это Израилю с его газовым шельфом?" — отметил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Низкие цены на нефть и другое сырье будут мощным стимулом для стратегического пока еще партнера, но в будущем соперника США Китая. А он уже буквально дышит в спину США в гонке за лидерство на мировой арене. Дешевое сырье может стать целительным эликсиром для подуставшей экономики Поднебесной, второй в мире по импорту нефти.

Так что борьба Америки за нефтяные рынки может иметь несколько негативных последствий, в том числе и для самих Соединенных Штатов. Гигантские средства, вложенные в сланцевую революцию и в государственные перевороты в других странах могут не окупиться, а наоборот, разорить экономику.

"Моя субъективная точка зрения заключается в том, что мы еще увидим распад Соединенных Штатов Америки. Они взяли вес, который для них неподъемен. И проблемы мирового нефтегазового комплекса, которые они на себя взвалили, все погубят", — считает член Экспертного совета по нефтегазовому комплексу при Совете Федерации РФ Сергей Журавский.

Конечно, такое развитие событий пока кажется маловероятным. Тем не менее понятно, что все последние действия Америки на мировой арене в основном направлены на передел энергетического рынка, который, в свою очередь, несмотря на все достижения альтернативной энергетики, является основой глобальной экономики. Так что падению цен на нефть способствует главным образом не естественные экономические причины, а очередная целенаправленная стратегическая операция Соединенных Штатов.