США относятся к Европе как насильник к жертве

Американцы предложили Европе другой образ жизни и другие ценности. Как ни парадоксально, но многие европейские интеллектуалы в этом контексте обращают свои взоры на Москву.

Польша надавила на Францию, чтобы та не передавала России заказанные нами корабли "Мистрали". Сначала показалось, что это дурной анекдот, но потом подтвердилось. Первая мысль: Польша стала такой сильной, чтобы давить на Францию? Да нет, это Франция стала такой слабой, что на нее давит Польша. И Франция уступает.

Франция кого уже только не обслуживает. Впрочем, вся Европа уже обслуживает США. И Польша, и Франция, и Германия, и Голландия. Не сказать, что делают они это с большим удовольствием, но при чем здесь удовольствие? Кто сказал, что насильника должно волновать удовольствие жертвы?

К слову, о Голландии. Там обсуждается идея вернуть голландский золотой запас из США на родину — как-то спокойнее так будет. Германии ведь американцы ее золото в полном запрошенном объеме так и не возвращают. Вот Голландия и разволновалась. Сейчас большая часть ее золотых запасов хранится в США. Теперь решили, что там может храниться лишь менее трети. Так что пока голландцы требуют отдать им 122 тонны золота. Американцы пока не спешат.

Вообще золото у американцев, правда, в обмен на "зеленые бумажки", требовал в свое время в бытность президентом Франции генерал Де Голль. Было это в середине 60-х. Если в Европе появится лидер, подобный де Голлю, то у континента есть шанс. Если нет — то нет. О Франции, например, как о великой державе остались лишь воспоминания.

Францию попросили вернуться в военную организацию НАТО. Она согласилась. Американцы довольны, что Франция принимает к себе огромное число мигрантов. И Франция глотает их столько, что не может переварить. Недавно Францию просили воевать в Ливии. И Франция воевала. Но и этого уже мало. Теперь Францию просят не отдавать России "Мистрали". Она не отдает. Но "Мистралей" мало. Францию попросили создать себе плохую репутацию как партнера. И Франция согласилась.

Во Франции вообще становится все меньше французского — от культуры и образа жизни до сервиса. С разной скоростью этот процесс идет уже по всему Евросоюзу.

Выступая в Европарламенте и Совете Европы, Папа Римский Франциск ярко высказал сожаление о состоянии духа на континенте. По его словам, Европа на фоне глобального мира выглядит "постаревшей и притихшей, играющей все меньшую роль". По словам Папы, перед нашими глазами предстает "образ Европы, израненной многочисленными испытаниями прошлого, но также и критическими ситуациями настоящего, уставшей и пессимистичной, которая чувствует себя осажденной новшествами, пришедшими с других континентов".

"Мы можем спросить Европу: "Где твои силы, где тот идеализм, который вдохновлял и облагораживал историю? Где твой дух любопытства и предприимчивости? Где твоя жажда истины, жажда, которой доселе ты страстно делилась с миром?" — сказал Папа Римский Франциск.

Впрочем, некому сегодня в Европе этим всем заниматься. Американцы предложили ей другой образ жизни и другие ценности. Как ни парадоксально, но многие европейские интеллектуалы в этом контексте обращают свои взоры на Москву. Например, идеолог французских правых Гийом Фай написал: "Российская дипломатия Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова до странного напоминает курс генерала де Голля. Это проявляется в целом ряде моментов. Многосторонний подход и неприятие американской гегемонии: Америка не должна быть "жандармом" мира, потому что это ведет лишь к катастрофам. Возвращение статуса великой державы и национального суверенитета. Несогласие с вмешательством США в дела европейского континента. Враждебное отношение к НАТО. Строительство европейско-российского экономического пространства. Приоритет континентальных связей над трансатлантическими. Во внутреннем плане это защита этнического и культурного самосознания, а также традиций мощи и научно-технических инноваций". "Наш единственный шанс, единственная возможность заключается в размышлениях о потенциальном альянсе с Россией", — заключает Гийом Фай.

140 винтовок, два пулемета, 20 тысяч патронов, 40 килограммов нитроцеллюлозы и других компонентов взрывчатки — полиции, получившей анонимный сигнал, видимо, от кого-то из соседей, понадобилось трое суток, чтобы выковырять все это из стен и пола бункера, который 58-летний электрик Макс С. построил под своим домом в баварской деревне Пайнтен.

Отец 12 детей готовился основательно. К чему, спросил следователь. К войне с Россией. В случае с электриком, конечно, просто заискрило, но ведь на самом деле война с Россией разрабатывается в СМИ, если и не как один из сценариев конца света, то как возможный вариант конца Европы, какой мы ее знаем. И именно Европа — точнее, Германия — вдруг оттеснив как будто даже США, представляется главной силой, противостоящей российской экспансии.

На обложке Spiegel впервые не Обама, а Меркель сталкивается лоб в лоб с Путиным. Название центральной статьи номера — Nullpunkt — можно перевести и как "Точка замерзания" и как "Точка невозврата". И то, и другое будет справедливо.

Ангела Меркель открыто говорит о том, что "международное право топчут ногами". Возможно, она и раньше так думала, но перед мировой общественностью канцлер так выразилась впервые. "Это объявление войны", — констатирует Шпигель, анализируя недавнее выступление канцлера в Бундестаге.

"Я хочу еще раз подчеркнуть: все сложности, которые, без сомнений, могут возникнуть для российского-украинских торговых отношений после подписания Соглашения об ассоциации, о которых я снова и снова говорила с президентом России, не оправдывают и не извиняют российскую аннексию Крыма. Ничто из этого не оправдывает и не извиняет прямое или косвенное участие РФ в боевых действиях в Донецке и Луганске. До прекращения огня в Донецке и Луганске еще далеко, поэтому экономические санкции остаются неизбежными. Как показывает ситуация, мы должны быть терпеливыми и стойкими", — заявила Меркель.

О том, что Западу надо готовиться к долгой борьбе с Россией, Меркель заявила еще две недели назад в Сиднее, однако австралийский Институт Лоуи — это не немецкий парламент, где канцлеру есть оппозиция.

"В своей речи в Сиднее вы, госпожа Меркель, страшно возмущались тем, что спустя 25 лет после падения стены имеет место мышление в категориях сфер влияний, что международное право топчут ногами. "Кто бы мог подумать?!" — так вас цитировали. Я задаюсь вопросом, госпожа Меркель, вы где живете вообще? Где вы были все эти годы? Где вы были, когда США топтали ногами международное право в Ираке, чтобы увеличить свою сферу влияния и включить в нее иракскую нефть? Где вы были, когда при участии Германии международное право смешивалось с грязью в Афганистане? Где были вы во время авиаударов по Ливии, когда вооружалась сирийская оппозиция, получая оружие? Это, по вашему мнению, соответствовало нормам международного права? — вопрошает Сара Вагенкнехт, депутат Бундестага от Левой партии. — Госпожа Меркель, вы втянули Германию в новую холодную войну с Россией, которая отравляет политический климат и ставит под угрозу мир в Европе. Вы развязали бессмысленную торговую войну, которая в значительной степени вредит немецкой и европейской экономикам. Не надо стонать, не вы работаете на компании, которые теряют заказы, вы не предприниматели или рабочие, которым сейчас приходится расхлебывать кашу, которую вы заварили. Вы, госпожа Меркель, предупреждаете о большом пожаре, в то же время именно вы бегаете со спичками".

У Левых в Бундестаге есть преимущество перед депутатами из других фракций: они-то заезжают на Украину чаще и много дальше Киева. На прошлой неделе из поездки в Одессу вернулись депутаты Андреас Хунко и Вольфганг Герке.

"Сильное впечатление на меня произвел Дом профсоюзов, дар речи теряешь. Как это возможно, что в таком большом городе снайперы открывают огонь по участникам демонстрации?! Эта ужасная бойня в Доме профсоюзов, хладнокровное убийство. Мы были там, чтобы возложить венок, а ночью была уничтожена доска с фотографиями погибших. Мне это показалось очень символичным, это происшествие характеризует состояние украинского общества. Праворадикальные идеи пронизывают его", — отметил Вольфганг Герке.

"Главный скандал заключается в том, что фашистские батальоны, "Азов", к примеру, с их нацистской символикой, являются элементом украинской военной стратегии, которую допускает Запад. Если вы в Германии в ненужном ключе комментируете ситуацию на Украине, вы очень быстро оказываетесь в политическом черном списке. В нем оказался Матиас Платцек, когда он сделал предложение о признании Крыма. Последовала очень жесткая реакция, его полномочия в российско-германском форуме собираются ограничить. Возможно, именно поэтому наши коллеги-депутаты воздерживаются от поездки на Украину", — сказал Андреас Хунко.

Немецкие социал-демократы в Бундестаге совпадают в оценках украинских событий с партией Меркель — лидер их фракции Томас Опперман говорил об этом в тех же словах, что и канцлер, — однако вне парламента заметно расходятся с ней в выборе средств преодоления кризиса.

И у одного из видных деятелей СДПГ — упомянутого Матиаса Плацека, бывшего премьер-министра земли Бранденбург — в связи с этим действительно есть неприятности. Следом за обструкцией в СМИ в связи с его предложением провести в Крыму повторный референдум и тем самым узаконить российскую принадлежность полуострова администрация канцлера предпринимает попытку вышвырнуть Плацека из руководства форума "Петербургский диалог", одновременно в очередной раз атакуя и сам формат российско-германского общения. Под давлением Меркель сначала отменили форум, а теперь и встречу его сопредседателей, которая должна была состояться 1 ноября в Мюнхене. И все это несмотря на возражения социал-демократов, в первую очередь, Штайнмайера, который прямо сказал: не надо подменять Петербургский диалог "берлинским монологом".

При всем его нежелании выпячивать свои противоречия с канцлером министр иностранных дел Германии сегодня выглядит главным противником выбранного ею таранного курса в отношении России. По Меркель, санкции неизбежны, по Штайнмайеру, — опасны.

"Должны ли мы рассматривать в качестве цели экономическое ослабление России? Мой ответ: нет. Это не является и не может быть причиной для санкций. Я думаю, что мы должны отдавать себе отчет в том, что изоляция или даже экономический коллапс России не пойдет на пользу европейской безопасности и стабилизации на Украине. Наоборот, это будет опасно и для самой России, и для других стран. Поэтому я не являюсь сторонником таких действий", — заявил Франк-Вальтер Штайнмайер.

Меркель устала от того, что ей все время звонят бизнесмены и просят отменить санкции, написала The Times. Среди звонивших был и один из директоров крупнейшего в Германии металлургического холдинга SMS Groop Генрих Вайс, который позже сообщил, что отказывается в дальнейшем финансировать Христианско-Демократическую партию канцлера и вместе с группой коллег-промышленников будет инвестировать средства в евроскептиков из "Альтернативы для Германии".

Но какого послушания ждать от бизнеса, если даже те, кто до последнего времени делал политику Евросоюза, — только за порог, как оказываются в числе ее критиков? Например, бывший до 31 октября еврокомиссаром по вопросам расширения, выпускник МГИМО Штефан Фюле.

"Нельзя было говорить Украине, Молдавии и Грузии, что, с одной стороны, европейское Соглашение об ассоциации несовместимо с российским торговым союзом, в то же время не допускать их членства в ЕС. Мы фактические сказали им: нам очень жаль, что у вас такое географическое положение, но вы не можете пойти ни на Восток, ни на Запад", — заявил Фюле.

Или вот с завтрашнего дня пенсионер, но сегодня еще председатель Евросовета Херман Ван Ромпей напоследок также рефлексирует по поводу проекта Украина в Европе. "Должно быть общее решение. Необходимо найти способ сохранения и целостности Украины и в то же время ее децентрализации или федерализации. Мы должны определить место Украины в Европе. Эта страна должна получить возможность сближения с Евросоюзом, как того хочет большинство ее населения, и в то же время сохранить корректные отношения с Россией, своим соседом, с которым у нее общие история, культура и язык", — уверен Ромпей.

"Федерализация" — слово, которое западные политики в отношении возможного устройства Украины употребляли, конечно, с неохотой, но главное в этом откровении другое: оказывается, у Запада с самого начала не было понимания того, какое же место он отводит Украине в Европе. Не появилось оно и теперь, потому что идея оторвать эту страну от России не Европе принадлежала, хотя США легко могли внушить ей обратное через своих агентов влияния.

Газета Die Zeit. Статья "Большие планы Путина" — про то, как Россия стремится вернуть контроль не только над постсоветским пространством, но и над Балканами, написана коллективом авторов. Все они связаны и с различными европейскими НПО, при этом трое из них — Йохан Битнер, Йорг Лау и Михаэль Туман — сотрудники американских институтов — Фонда Маршалла и Трансатлантической академии. Эти интеллектуальные центры — пример, часть из широкого набора инструментов стерилизации национального самосознания, которыми десятилетиями оперировали США, воспитывая американизированную европейскую элиту.

О том, как все это начиналось во Франции и к чему в итоге привело, колумнист газеты Le Figaro Эрик Земмур и написал книгу "Самоубийство по-французски". Студенческие бунты 1968 года — первый и сразу удачный эксперимент американцев с "цветными" революциями. Эта волна сметает независимого и упрямого де Голля, и вместе с ним заканчивается история, героем которой был религиозный, трудолюбивый и прижимистый семьянин, и начинается эпоха постмодернизма, время космополитичных агностиков, а в идеале вообще атеистов, желательно с гомосексуальными наклонностями.

От де Голля, который ни с кем не советовался, к Олланду, которому важна похвала даже Польши. Книга — бестселлер. Французы хотят понять, как с ними такое случилось и что будет дальше.

Канцлер Германии торопит Европу с подписанием Соглашения о зоне свободной торговли с США. Земмур дает прогноз и на эту тему. "Как говорят сами американцы, трансатлантический договор о свободной торговле направлен на создание "торговой НАТО". Этот договор подчинит европейскую экономику санитарным, техническим, экологическим, юридическим и культурным нормам Соединенных Штатов и окончательно погубит сплоченную и независимую Европу", — отметил он.

Окончательно погубит, потому что сплоченной и независимой, по мнению Земмура, Европу уже сейчас можно назвать весьма условно. За время, прошедшее с объединения Германии и введения единой европейской валюты, Берлин успел подчинить своему экономическому и политическому влиянию практически весь Евросоюз. И Вашингтону, конечно, проще иметь дело не с коллективным разумом 28 стран ЕС в Брюсселе, а только с Германией, которой американцы и предложили подменить их в главной роли на условиях полной лояльности и дисциплины, конечно.

С лояльностью — полный порядок. И тут уж, что называется, лучше один раз увидеть. Памятник советским воинам в Тиргартене. Его реставрировали к 70-летию Победы, и месяца два наши "тридцатьчетверки", которые участвовали в штурме Берлина, стояли закрытые со всех сторон, в пластиковых палатках. Недавно палатки убрали, и выяснилось, что вместо красных советских звезд на броне реставраторы нарисовали белые американские. Ведомство канцлера, возможно, тут и ни при чем, ждем ответа из мэрии Берлина — все-таки интересно понять, что это — перебор с лояльностью по глупости или провокация?