Матвиенко о Крыме: мы создали условия для мирной, созидательной жизни

16 марта исполнился год со дня проведения крымского референдума. Что удалось сделать за этот год, и как проходит процесс интеграции региона в правовое поле России в интервью телеканалу "Россия 1" рассказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

16 марта исполнился год со дня проведения крымского референдума, на котором подавляющее большинство жителей полуострова заявили, что хотят быть россиянами. Что удалось сделать за этот год, и как проходит процесс интеграции региона в правовое поле России в интервью телеканалу "Россия 1" рассказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

- Валентина Ивановна, прошел год с того момента, как жители Крыма и Севастополя высказались за вхождение в состав России. По вашей оценке, за это время был ли хоть один повод усомниться в правильности этого решения?

- Не только не было повода усомниться, наоборот, за прошедший год мы еще больше утвердились во мнении, что это было единственно возможное и единственно правильное решение. Мы видим, что произошло за этот год на Украине, во что превратилась наша братская страна, и какие трудности переживает наш братский народ. Ведь на самом деле не только раздавались угрозы в адрес тех, кто был не согласен с насильственным и незаконным переворотом, но эти угрозы реализовывались. Можно привести массу примеров, я уж не говорю о юго-востоке — это преступление против человечности, война против собственного народа. Но как только в Одессе народ начал подниматься и выражать свой протест против новоявленной власти, мы знаем, что там произошло. От слов и угроз они перешли к действиям и просто заживо сожгли огромное количество людей в здании. Это была акция устрашения для всех остальных: вас ждет то же самое. И сегодня очевидно, что если бы тогда наш президент не проявил волю и решимость, понимая возможные последствия, то трагедия в Крыму была бы гораздо более кровавой и жестокой, чем то, что мы видели на юго-востоке, в Одессе, в Мариуполе и в других городах. Это первое.

И второе. Мы не имели права не поддержать свободное волеизъявление жителей Крыма и Севастополя. Мы видели, с каким энтузиазмом это происходило: площади полны народа, у людей слезы на глазах, российские флаги. Это было не только эмоциональное, это было уже выношенное, выстраданное жителями Крыма и Севастополя решение. Было понятно, что и отряды "Правого сектора" (запрещена в РФ), и другие бандформирования направлялись в Крым, чтобы приструнить людей, чтобы не дать возможности людям проявить свою волю. Но люди не побоялись. В этом, пожалуй, главный успех всего того, что происходило в Крыму — воля людей, их желание воссоединиться со своей исторической родиной, общий подъем и ополченцев, и простого населения. Они смело пошли на референдум, практически единодушно поддержали решение о воссоединении с Россией. В этой ситуации президент РФ предпринял действия по созданию условий для того, чтобы референдум происходил без политического и силового давления со стороны властей Киева и со стороны боевых отрядов. У нас не было другого выбора. Иначе мы бы предали Крым, предали Севастополь. Сегодня очевидно, что мы не просто обезопасили людей, но мы создали условия для мирной, созидательной жизни. И главный, наверное, итог присоединения Крыма и Севастополя к России, что там не было ни одной жертвы, не было ни одного выстрела. В Крыму и в Севастополе сейчас мир, стабильность и спокойствие.

- Сейчас в Совете Федерации работают представители и Крыма, и Севастополя. Как вам кажется, полностью ли завершен процесс интеграции?

- За столь короткий срок — за один год — была проделана беспрецедентная работа по созданию правовой базы для интеграции Крыма и Севастополя в правовое поле Российской Федерации, в экономическое, социальное поле. Мы очень оперативно приняли огромное количество законов: 9 конституционных законов, более 60 федеральных законов, огромное количество нормативных актов. Принята федеральная целевая программа по развитию Крыма. Созданы новые суды. Люди уже начали получать пенсии и зарплаты по российским стандартам. Пенсионное обеспечение полностью соответствует российскому законодательству. Проделана действительно колоссальная работа. Конечно же, никто не ожидал чуда. Все хорошо понимают, что за один год сделать все невозможно. Мы будем активно продолжать эту работу. Но главные задачи решены, сформировано правовое поле.

Кстати, и парламент Крыма, и парламент Севастополя также приняли огромное количество законов по имплементации принятых федеральных законов. При этом мы, принимая законы, учитывали специфику традиций Крыма и Севастополя. Мы были в постоянном контакте с нашими коллегами. Это создало нормальную, стабильную ситуацию. Люди себя сегодня ощущают россиянами. И Крым, и Севастополь стали полноценными субъектами Российской Федерации. Но повторюсь, предстоит еще очень большая работа и в сфере перерегистрации бизнеса, и в области земельного законодательства, и многое другое. Но это все в работе, это все двигается.

Кроме того, я хочу сказать, что и субъекты Российской Федерации оказали огромную поддержку муниципальным органам власти Крыма и Севастополя. Не только ремонтировали школы, больницы, дороги, покупали машины скорой помощи, уборочную технику, но это была и методическая, экспертная помощь по созданию регионального законодательства в Крыму и Севастополе.

Сегодня уже в более активной фазе началась реализация федеральной целевой программы, началось строительство керченского моста, который необходим, как воздух. Решаются вопросы строительства других объектов инфраструктуры, энергетики, стабильного обеспечение Крыма и Севастополя водой и многие другие. Для всех министерств и ведомств, для Госдумы и Совета Федерации Крым и Севастополь – это приоритет. Любой вопрос, который возникал, мы тут же оперативно решали. В таком же ключе намерены работать и дальше.

- В эти дни Верховная Рада Украины пытается начать обсуждение особого статуса Донецкой и Луганской народных республик. Складывается ощущение, что это делается так, чтобы минские договоренности не выполнить. А вообще сейчас у российских парламентариев есть какие-то контакты с украинскими, чтобы понять, что там на самом деле происходит?

- Да, мы видим по действиям киевских властей, что формально они как бы выполняют минские соглашения. Но, во-первых, не в полном объеме. Ведь на самом деле экономическая блокада Донбасса и Луганской области, прекращение социальных выплат инвалидам, пенсий пожилым людям, которые всю свою жизнь посвятили развитию Украины — это умышленно делается для того, чтобы вытолкнуть эти регионы из состава Украины, а потом кого-то обвинять, что кто-то там пытается посягать на суверенитет Украины. Вот если по военной части в основном прекращены боевые действия, в основном осуществлен отвод тяжелой техники, то относительно экономических и социальных аспектов ни шага не сделано для того, чтобы вернуть Донбасс и Луганскую область в правовое и социально-экономическое поле Украины.

Что касается конституционной реформы. Они активно обсуждают новый проект Конституции с венецианской комиссией, но они не сели за стол переговоров со своими гражданами. Ведь только две стороны конфликта могут найти консенсус, могут найти решение. Но не хотят они садиться за стол переговоров. Не обсуждают они новую Конституцию. Законы об особом правовом статусе Донбасса и Луганска, которые внесены, они ведь тоже делаются за закрытыми дверями. Они не вовлекают представителей руководства ДНР и ЛНР в обсуждение с тем, чтобы где-то найти компромиссное решение. Они считают, что могут диктовать, а может быть делают это умышленно, чтобы потом сказать: вот видите, мы как бы все минские соглашения выполняем, а другая сторона конфликта нет. Не делается это так. Если вы реально хотите сохранить эти территории в своем составе, если вы хотите обеспечить суверенитет своей страны в существующих ее границах, другого пути, кроме как садиться за стол переговоров и договариваться нет. Но вот такого стремления со стороны киевских властей мы по-прежнему не видим. Опять амбиции, опять какие-то маневры отвлечения от реализации минских соглашений типа ввода миротворческих сил. Все, что угодно, только чтобы не садиться за стол переговоров. Надо поставить точку в этом конфликте и начать нормально работать, развивать страну, заниматься экономикой, восстанавливать абсолютно разрушенную инфраструктуру Донецка и Луганска. Вот таких искренних намерений мы не видим.

Что касается наших коллег из Верховной Рады, то мы много раз делали попытки встретиться с ними и на полях межпарламентской ассамблеи СНГ, и в двухстороннем формате, и на других международных площадках. Глухая стена. Непонятно, почему избранные населением депутаты Верховной Рады Украины не хотят использовать парламентский диалог, который мог бы в чем-то позволить лучше понять друг друга, сблизить позиции, найти решение тех проблем, которые сегодня находятся в тупике. Мы встречаем абсолютно враждебную позицию. Я думаю, Россия этого не заслужила. Но, тем не менее, мы будем продолжать искать варианты взаимодействия. В частности, председатель Сената Франции, который приезжал к нам в Россию с визитом, поддержал высказанную идею организовать парламентскую нормандскую четверку. Насколько мы знаем, он уже переговорил с бундестагом Германии. Они дали согласие. Мы также согласны. Теперь слово за Верховной Радой Украины. Можно начать в таком формате. Можно провести первую встречу в рамках межпарламентского союза, который в марте пройдет в Ханое. Мы готовы и открыты к сотрудничеству. И надеемся, что и у наших коллег из Верховной Рады Украины придет осознание, что лучше диалог, чем его отсутствие. Нельзя исключать парламентариев, избранных населением, из такого важного процесса, как попытка найти мирное решение, дипломатическое решение внутри украинского конфликта. Мы готовы со своей стороны этому содействовать.