Ситуация вокруг Украины и принцип домино. Реплика Андрея Норкина


фото ИТАР-ТАСС

Интеллектуалы, как известно, домино недолюбливают. И за форму, и за содержание. Действительно, есть светский покер: со смокингами, вечерними платьями, бондовским "водка с мартини, взболтать, но не смешивать". А у домино – столик во дворе, вернувшиеся с завода работяги и коктейль "ерш".

Интеллектуалы, как известно, домино недолюбливают. И за форму, и за содержание. Действительно, есть светский покер: со смокингами, вечерними платьями, бондовским "водка с мартини, взболтать, но не смешивать". А у домино — столик во дворе, вернувшиеся с завода работяги и коктейль "ерш".

Или взять шахматы? Одни термины чего стоят: эндшпиль, миттельшпиль, цугцванг. А в домино, какая-то, простите, пошлая "рыба". Однако есть одно выражение, связанное с этой разновидностью игры в кости, которое имеет всемирное распространение и понятно на всех языках — "Принцип домино".

Ассоциации с этой фразой устойчивые, негативно-тревожные, связывающие нас с неким последовательным разрушительным процессом. Самое главное, самое пугающее в нем: начавшись, он становится неотвратимым, и неизбежно разрушает все до конца.

В этом и состоит принцип домино, вызывающий радость только у детей, не задумывающихся над тем, почему их так веселят падающие одна за другой доминошки. У взрослых подобная картина, конечно, тоже захватывает дух. Но взрослые уже осознают, какой это был гигантский труд, сколько времени, сил и нервов было затрачено на то, чтобы вертикально расставить тысячи костяшек домино в удивительном и неповторимом узоре. Потому что, стоит упасть всего лишь одной, вслед за ней неизбежно упадут все.

Пожалуй, именно в политике выражение "принцип домино" укрепилось прочнее всего. И потому что в политике все взаимосвязано, и потому что политические новости, как правило, наиболее тревожны. Посмотрите, сколько доказательств работы "принципа домино" мы получили на уходящей неделе только по самой злободневной теме — ситуации вокруг Украины.

Верховная рада принимает закон об особом статусе Донбасса. У него гораздо более длинное название, но не это важно – важно, что этот особый статус оккупированные (такова формулировка) территории получат только после того, как под украинскими флагами и наблюдением украинских патрулей там пройдут новые выборы по украинским законам.

Реакция республик Новороссии совершенно предсказуема: вы что, издеваетесь? За что же тогда мы боролись, и что было зафиксировано в минских договоренностях? Может быть, "вам еще раз хочется битыми быть?

То есть, первая падающая костяшка домино задевает стоящую рядом с ней, вовлекая в этот необратимый процесс новые события и новых действующих лиц. Петр Порошенко заявляет "Евроньюс", что Крым должен вернуться на Украину, вице-президент США Байден приветствует решение Рады, удивительным образом видя в нем как раз исполнение минских договоренностей. Одновременно, падающие политические доминошки задевают следующие, причем стоящие уже в других рядах! И новые дорожки разрушения начинают разбегаться от эпицентра: у того же канала "Евроньюс", что интервьюировал президента Украины, отзывают лицензию, потому что власти "не могут влиять на формирование контента"! Это нечто, конечно, но в руководстве Европы не видят ничего особенного в подобных событиях в жизни своего молодого европейского соседа.

Потому что уже ничего не работает. Кроме принципа домино, разумеется. Потому что он уже превратился в единственный действующий закон, механизм существования в заданных условиях. Костяшки продолжают падать, цепляясь своими острыми гранями за окружающих. И после того, как президент Украины заявляет уволенным сотрудникам аэропорта Борисполь: "Вы на меня голос не повышайте, а то вас быстренько заберут", днепропетровский олигарх-губернатор Коломойский в сопровождении людей с автоматами ночью захватывает киевский офис компании "Укртранснафта", чтобы вытеснить нового руководителя и силой вернуть прежнего, своего ставленника.

И опять Европа молчит. Потому что некогда на все это реагировать. Потому что результаты срабатывания принципа домино видны уже на своем пороге. Тысячи людей, устроивших беспорядки во Франкфурте, протестуют против экономической, финансовой политики Единой Европы. Новый офис за полтора миллиарда евро в условиях жесточайшей экономии сразу в нескольких странах континента – это как сочетается друг с другом? Никак. И поэтому выглядит столь пугающе.

Ведь Франкфурт – не Киев, его улицы – не Майдан, и нынешние события с сотней раненых полицейских – провокации леворадикалов, не имеющие ничего общего с борьбой свободолюбивых украинцев за экономическую интеграцию с Европой. Так, что ли, получается? Да нет, просто это докатываются до европейских политиков первые волны падающих доминошек, которые покачнулись когда-то в Киеве…

А поэтому европейским интеллектуалам пора встряхнуться и вспомнить, почему они недолюбливают домино. У игроков в домино, как правило, широкие ладони и сильные руки: чтобы более смачно приложить костяшку к столешнице и крикнуть — "Рыба"! И, естественно, кричать они могут не только это слово, да и руки прикладывать не только к поверхности стола.