Хапать больше: "Дальний Восток" топили сорок минут

Дикое кораблекрушение произошло в ночь на четверг в Охотском море. Там неожиданно в условиях штатной погоды затонул рыболовецкий траулер "Дальний Восток". В момент катастрофы на борту находилось 132 человека. 56 погибли, 13 пропали без вести, 63 спасены.

Автор: Дмитрий Киселев

Дикое кораблекрушение произошло в ночь на четверг в Охотском море. Там неожиданно в условиях штатной погоды затонул рыболовецкий траулер "Дальний Восток". В момент катастрофы на борту находилось 132 человека. 56 погибли, 13 пропали без вести, 63 спасены и находятся сейчас на судах "Справедливый" и "Андромеда". Их прибытие в порт Корсаков в случае погоды ожидается в понедельник. Поисковая операция идёт до сих пор – 2000 человек, суда и авиация.

Автор: Александр Рогаткин

Вертолеты МЧС еще кружат над Охотским морем, но спасать, очевидно, уже некого. Выжить столько дней в ледяной воде просто невозможно. Если кого и найдут, то только погибших.

Нескольких рыбаков, которых подобрало подоспевшее судно, тут же вертолетом доставили в Магадан. Состояние их было тяжелым. Организм получил переохлаждение. "Получается, в воде я был 4 часа. Плота не было постоянно, другие были на нем. Меня отбросило. И все", — рассказывает Юрий Фомин, моторист траулера "Дальний Восток".

Большой траулер "Дальний Восток", построенный еще в советские годы, это настоящий плавучий рыбзавод. В нем морозильные камеры, линии по переработке и консервированию. Дмитрий Дмитриевич, моторист "Дальнего Востока", говорит, что траулер погубили жадность и обыкновенная халатность: "Механики предупреждали, что мы должны были до дня трагедии, до момента трагедии, уже дня за два, идти на перегруз и дозаправляться, но капитан решил судно забить на максимально, насколько это возможно. Ему говорили, что может перевернуться, но он все равно решил вытаскивать трал. А был как раз на вахте в тот момент старший помощник, сказал — я этого делать не буду, было распоряжение капитана, я буду делать так".

То, что огромный траулер можно утопить, понимали многие. Судно уже дало крен. "С машины позвонили, сказали по общей связи, что идет крен, вы не вздумайте брать трал, что не дай бог, мало ли что, у нас равняться нечем, если мы сейчас завалимся. Посмотрим, мы будем аккуратно, потихоньку, вроде как объяснили этим. И начали вытягивать трал с рыбой. Ну вот потихоньку, потихоньку, судно еще дальше больше, плюс метеоусловия, ветер, волна, развернулись под волну, ветер дует, волна нахлестывает и еще крен с грузом . Вот и получилось", — рассказывает моторист.

Траулер не пошел ко дну в одно мгновенье, как об этом сообщали в первые дни. Его медленно топили в течение 40 минут. Трюмы забиты пойманной рыбой. Сильный ветер и волна. Крен становится все больше и больше. Балластные цистерны пусты и не могут компенсировать наклон судна. И тут на корму вытаскивают еще и трал с уловом — это дополнительные 80-90 тонн.

Дмитрий понял, что сейчас произойдет непоправимое, и спустился в каюту за гидрокостюмом и спасательным жилетом. "На меня посмотрели некоторые, как на труса, но я думаю, пусть как хотят, так и думают, и пошел в каюту, минут 20 посидел, думаю, никаких команд, никаких тревог не было, а судно все больше дальше кренилось", — вспоминает Дмитриевич.

Некоторые рыбаки уже грузились в спасательные плоты, а с мостика еще даже не поступал сигнал SOS и об эвакуации. "Некоторые до последнего момента в цеху находились, рыбу обрабатывали. Их никто не позвал, потому что команды не было. Некоторые спали. Второй повар вышел вообще босиком в футболке", — рассказывает Дмитрий.

Погибших могло быть намного меньше. Дмитриевич обвиняет во всем капитана: "Он старается хапать, хапать больше. У него азарт, он сам по себе такой азартный человек".

Николай Насонов, который несколько лет проработал старшим помощником с капитаном Александром Притоцким, говорит о нем только хорошее: " Как капитан человек грамотный, знает свою работу. При работе с ним даже неоднократно были лидерами в добыче рыбы". Капитан же, как и положено, погиб на своем мостике, отправившись на дно вместе с траулером.

На судне оказалось несколько десятков иностранцев: граждане Мьянмы, Украины, Латвии и даже далекого островного государства Вануату. Насонов говорит, что для "Магеллана" это было обычным делом. Правда, уверяет, что документы всегда были в порядке. Допустим 40 с лишним бирманцев могли числиться консультантами.

- Это пассажиры, они технологи-консультанты наши. Как бы незаконного не было такого ничего.

- А как дешевую рабочую силу могли использовать?

- Оставлю без комментариев, я не могу сказать.

- Боитесь, что привлекут к ответственности?

- Да нет, конечно, не боюсь, просто я не тот человек, который именно этим занимается, чтоб сказать, что привлекали или не привлекали.

А вот по словам того же Дмитриевича "консультантов" загрузили прямо в открытом море: "А это уже мы вышли с Владивостока, уже в районе промысла, я как раз в этот момент отдыхал почему-то. После отдыха выхожу в коридор, и смотрю что иностранцы, негры вот эти, вот малайцы".

Людмила Полищук показывает телеграмму от сына Ивана. Он зафрахтовался на траулер "Дальний Восток" недавно. Для него это был всего второй рейс. Хотел заработать на учебу. "У меня все нормально. Скоро буду. Эти слова меня поразили. Потому что март и июнь — это так далеко. Он же собирался в июне быть. И мой адрес сообщил. Владивосток, 102, БАМ, Дальний Восток. Целую, сын . Я ношу ее с собой, как икону", — говорит Людмила.

Ивана вытащили из ледяной воды и сейчас он вместе с другими спасенными рыбаками на борту судна "Андромеда", которое идет на Сахалин. Мать постоянно звонит капитану, правда, поговорить с сыном не получается. Капитану, понятно, сейчас не до этого. "Судовладельцы требовали, выжимали. Они создавали условия, не подготавливая как следует пароход, они выбивали, заставляли набирать лишних людей. Это все судовладельцы. Это деньги. Потому что люди — это мусор", — говорит Людмила.

Офис судовладельца фирмы "Магеллан" без опознавательных вывесок. На первом этаже пятиэтажки. Двери закрыты. На телефон тоже не отвечают. Более того, не работает прямая линия, по которой должны звонить родственники. Ко всему прочему судовладелец даже стал опускать жалюзи.

Вопросов к руководству "Магеллана" много. Траулер изначально рассчитан на 96 членов экипажа, а на борту было 132. Всем ли достались средства спасения?

Директора фирмы Алексея Васина удалось поймать на экстренном совещании у губернатора Сахалина.

- Вы представитель "Магеллана"?

- Да, без комментариев.

- Как это без комментариев?

- Следственный комитет запрещает.

- Ну вы хотя бы выразите соболезнования. Почему вы забаррикадировались, не общаетесь с прессой?

- Прекратите так со мной разговаривать. Мы оказываем всемерную поддержку семьям.

- У вас прямая линия не работает.

- Это следователи изъяли аппаратуру.

- Как иностранные рыбаки попали на судно?

- Не готов ответить , я всего три месяца здесь работаю.

Владелец фирмы "Магеллан" — Геннадий Филиппов. Но на Сахалине всем известно, что фирма лишь часть некогда огромной рыбной империи его отца. С консервными и икорными заводами, траулерами и сейнерами.

Все суда фирмы "Магеллан" , в том числе и утонувший "Дальний Восток", приписаны к порту Невельска. Едем туда, но охранники порта о такой фирме даже не слышали. Да и глубина не позволит такому траулеру тут швартоваться.

К причалам руководство порта почему- то нас не пропустило и от комментариев отказалось.

Зрелище Невельского порта удручает. Какие-то руины. Рухнувшие судоремонтные цеха. Не очень трезвые рыбаки. Палуба, залитая кровью. Ржавые посудины, в которых когда-то можно было разглядеть краболовные суда. "Да какие тут новые рыболовецкие суда. Покупается что подешевле", — говорит Александр Шкут, капитан буксира.

Потому-то и идет все ко дну, старое и дырявое. Капитан портового буксира 40 лет отходил на Сахалине рыбаком. Говорит, что здесь чуть ли не все суда занимаются незаконной добычей. При этом рыбаки гибнут за улов, который практически весь продается за границу – в Китай, Корею и Японию . В том же Невельске свежей рыбой и не пахнет.

"Платят за границей, у нас за такую цену не платят. Если продавать здесь, то морякам вообще нечего получать, вот и все", — рассказывает Александр Шкут.

А пока Сахалин готовится к траурной встрече "Андромеды". Если позволит погода, то траулер через несколько дней доставит в порт Корсаков погибших из-за минтая рыбаков.