Тема:

Страсти вокруг ЦДХ 15 лет назад

Третьяковка и ЦДХ подали на разъезд. "Апельсины" не предлагать

На Крымском валу – выставка о проекте застройки... Крымского вала. Всем, кто болеет за будущее Дома художника и Третьяковки, предложено проект оценить. Предыдущие варианты вызывали бурное неприятие. Особенно не по вкусу москвичам пришёлся оранжевый "Апельсин" архитектора Фостера .

На Крымском валу – выставка. На ней – Крымский вал, вернее, проект его застройки. Всем, кто болеет за будущее Дома художника и Третьяковки, предложено проект оценить. Предыдущие варианты вызывали бурную – чаще отрицательную – реакцию. Особенно яростно спорили вокруг оранжевого фрукта. "Апельсин" архитектора Фостера пришёлся не по вкусу.

На разноцветных схематичных квадратиках Ирина Лебедева, замдиректора Третьяковской галереи, как на картах гадает о будущем квартала вокруг ЦДХ: "Вот Третьяковская галерея, это Центральный дом художника, это часть – инвестиционная, и вот этот кусочек – инвестиционный".

Отдельные здания для Третьяковки и Дома художника расположены вдоль Садового кольца. "Инвестиционные кусочки" больше похожи на один большой инвестиционный куш. Эти площади, судя по плану, существенно больше музейных. "Если здание находится в Центре, оно вынуждено соседствовать. Земля дорогая. Нас это не смущает, мы внутри себя полностью автономны", – объясняет Масут Фаткулин, председатель исполкома Международной конфедерации Союза художников.

Автономное существование – это именно то, о чем мечтали заинтересованные стороны – Союз художников и Третьяковская галерея. Сейчас они в здании ЦДХ живут, как в коммунальной квартире. И многолетние усилия по созданию бренда "Третьяковская галерея на Крымском валу" терпят сокрушительное фиаско. "Требования, которые мы прописывали – что нам бы хотелось быть ближе к метро и Садовому кольцу – в общем выполнены, но это не совсем то, что нам хотелось. Нам хотелось разъехаться с ЦДХ. Здесь это не очень получается", – рассказывает Ирина Лебедева.

Еще одно условие Третьяковской галереи – непрерывность деятельности музея. То есть сначала инвестор строит новое здание, туда за свой счет перевозит экспонаты. И только потом сносит ЦДХ. Большой серый дом столичные власти признали "морально и физически устаревшим" – вместо того, чтобы признать его памятником.

Все эти схемы и планы так и не смогли конкретизировать, что же появится на месте снесенного Центрального дома художника. Будет ли это "апельсин" или другой какой-то фрукт – пока вопрос. Но на карте это здание почему-то обозначено оранжевым кругом.

Угроза "апельсина" по проекту Нормана Фостера – призрачная, но все равно существует. Гигантское нечто в виде раскрывшихся фруктовых долек: на таком фоне очагам культуры останется только тлеть. "Даже значительный объект, если он неуместен, лишается значительности, а это все неуместно. Это проектировано не для нас, не для этого места, не для этого функционального назначения", – уверена Любовь Арцеховская-Кузнецова, жительница московского района Якиманки.

Пока на плане этот дом называется "зоной общественного пользования". То есть там могут быть офисы, элитные квартиры, рестораны, магазины. Фактически под предлогом улучшения жилищных условий Третьяковки лакомые гектары на Крымском валу расчистят под коммерческую стройку. Инвестора должен определить конкурс. Кто именно сейчас возьмется за такое масштабный проект – еще один большой вопрос.