Турецкая оппозиция готовится к перевыборам


EPA

Лидер главной оппозиционной партии Турции считает, что правящей партии вряд ли удастся создать коалицию, и ей придется объявлять новые выборы. Парламентские выборы в Турции прошли в начале июня, однако премьер-министру Ахмету Давутоглу пока не удалось сформировать правящую коалицию.

Лидер крупнейшей турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии заявил, что считает перевыборы более вероятным исходом, чем формирование коалиционного правительства. Об этом Кемаль Калычдароглу сообщил в интервью государственной газете Yeni Safak.

"На мой взгляд, проведение досрочных выборов является более вероятным вариантом, — отметил Калычдароглу. – Для формирования коалиции были предприняты шаги с обеих сторон, однако различные сложности по-прежнему сохраняются".

Парламентские выборы в Турции прошли 7 июня, удивив наблюдателей. По итогам выборов правящая Партия справедливости и развития (ПСР), за которую активно агитировали как ее лидер, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, так и ее основатель, а ныне формально надпартийный президент Реджеп Тайип Эрдоган. Несмотря на это, партии удалось набрать лишь 43 процентов голосов, в первый раз за 13 лет не получив в парламенте большинство.

Итоги выборов поставили крест на планах Эрдогана и его партии провести конституционную реформу, превратив Турцию из парламентской республики в президентскую. Если правительству в течение полутора месяцев после выборов (то есть, до конца этой недели) не удастся сформировать новое правительство, парламент придется распустить и назначить новые выборы, которые могут дать правящей партии еще один шанс.

Впрочем, шанс довольно призрачный. Согласно опросам, если бы выборы прошли в ближайшие выходные, ПСР не удалось бы превысить свой июньский результат, не говоря уже о том, чтобы набрать конституционное большинство, необходимое для изменения государственного строя. Хотя до ноября, когда возможно пройдут перевыборы, ситуация может измениться.

Ранее Калычдароглу неоднократно призывал к созданию широкой коалиции между тремя оппозиционными партиями, прошедшими в парламент: прокурдской Партии демократии народов, впервые в истории преодолевшей 10-процентный барьер и набравшей 13 процентов голосов, светской Народно-республиканской партии (25 процентов) или Партии националистического движения (16 процентов). Однако такой вариант коалиции затрудняется трениями между курдами и националистами и вряд ли сможет создать устойчивое правительство, которое крайне необходимо стране в условиях гражданской войны в соседней Сирии и участившихся терактов на турецкой земле.