Два зимних сценария для Украины: плохой и очень плохой

Агентство Fitch предрекает Киеву экономическую катастрофу. Рейтинг Украины снижен до двух C. Это означает, что дефолт в стране может быть объявлен с минуты на минуту.

Агентство Fitch предрекает Киеву экономическую катастрофу. Рейтинг Украины снижен до двух C. Это означает, что дефолт в стране может быть объявлен с минуты на минуту. Впрочем, отказываясь или не имея возможности платить по счетам, Киев все-таки позволяет себе маленькие слабости. В Вашингтоне построен памятник жертвам голодомора. Место под него — недалеко от Капитолия — американские власти выделили еще в 2006-м. Но вот установить монумент решили почему-то именно сейчас. Причем, на громоздкий памятник бюджетные средства выделили, а вот на уголь, как и на газ, на отопительный сезон денег не хватит.

Вместо тонн угля на складе Приднепровской ТЭС пустота. Все запасы давно исчерпаны. Станция, которая питает энергией всю Днепропетровскую область, остановлена.

Из 14 теплостанций на Украине сырье закончилось на Углегорской, Змеевской, Славянской и уже упомянутой Приднепровской. Плюс 4 ТЭС функционируют в режиме энергоостровов, значит, не могут быть использованы для поддержания стабильной работы объединенной энергосистемы Украины.

Если еще в прошлом году запасы угля на складах составляли 5,5 миллиона тонн, то сейчас цифра куда скромнее — всего 1,5 миллиона. Чтобы пережить зиму, нужно не меньше 2,5 миллиона тонн. К тому же уголь распределен по станциям неравномерно. Вместо того, чтобы накапливать его к осенне-зимнему периоду, Украина только "проедает" и без того небольшие запасы. Ясно, что стране грозит энергетический коллапс. Премьер Яценюк в начале недели срочно собрал оперативный штаб. "Я вижу два сценария: плохой при температуре минус 5 и очень плохой — при минус 20. При минус 5 градусов необходимо 7 миллионов тонн, при 20 градусах — 11 миллионов тонн", — заявил Яценюк.

В профильном министерстве уверяют, что деньги у Украины есть. Из какого источника и сколько, правда, не уточняют. Необходимую сумму ранее озвучивал и сам министр Владимир Демчишин — 200 миллионов долларов.

"Куда вы деньги деваете? Какие вам платят предприятия, какие вам платят граждане Украины? Я хочу получить ответ на простой вопрос, — возмущается Яценюк. — Гарантируете вы гражданам Украины, что зимой не будут отключать электроэнергию, что не будет веерных отключений, что в домах будет тепло?"

"Да, я это гарантирую, — отвечает Демчишин. — Основной объем угля, мы ожидаем, будет завозиться морским путем из ЮАР, Соединенных Штатов и других стран. Кроме того, ожидаю также, что будет завозиться уголь из России".

История с поставкой южноафриканского угля на Украину стоила карьеры министру Продану. Сырье оказалось не того качества. Сейчас власти уверяют: уголь, оказывается, подходит. В порт Ильичевска из ЮАР на днях пришло судно с 80 тысячами тонн угля. Впрочем, стоит он — из-за доставки через моря и океаны — гораздо дороже.

К тому же, большинство украинских ТЭС рассчитаны на работу с отечественным сырьем, его в избытке давал Донбасс. Сейчас на юго-востоке Киев контролирует только 35 шахт, но ни одна из них не добывает нужный антрацитовый уголь.

Трипольская ТЭС работает как раз на антраците, станция обеспечивает энергией всю Киевскую область. Но сейчас запасы угля здесь минимальные. Если в прошлом году от катастрофы Украину спасли поставки из России по низким ценам и невероятно теплая зима, то эту, наоборот, обещают холодной.

Договариваться с представителями ДНР, ЛНР или Россией придется. И, похоже, это Киев начинает понимать. СБУ разрешило ввозить уголь из неподконтрольных Киеву территорий компании Александра Януковича — сына бывшего президента Украины. Кроме этого, Киев намерен закупать российскую электроэнергию. Правда, с оговоркой: импорт является вынужденным и будет прекращен, как только производство электроэнергии на Украине выйдет на необходимый уровень.

"Сначала объявив Россию страной-агрессором, впоследствии Украина была вынуждена понять, что все-таки энергию нужно где-то брать, — говорит политолог Янина Соколовская. — А эти другие места являются либо самопровозглашенными республиками, либо территорией России. И, собственно, оттуда и придется украинским властям сейчас покупать уголь. В данной ситуации очень сложно понять, как Минэнерго в нынешнем его составе будет объяснять, почему, с одной стороны, требуется введение военного положения, а с другой, собственно, против той страны, которую называют агрессором, приходится задействовать не экономические методы воздействия, а наоборот – давать ей кровные украинские деньги".

С газом ситуация не менее критическая – запасы составляют 13 миллиардов кубометров. А чтобы не было проблем зимой, Киеву необходимо закачать в подземные хранилища еще примерно 5-6 миллиардов кубометров газа.

В настоящее время Украина получает газ только по реверсу из Европы, в частности, из Словакии. Впрочем, Киев очень рассчитывает подписать новое трехстороннее соглашение с Россией и ЕС не позднее октября.

"Российский газ очень важен. Как бы мы ни пытались диверсифицировать и брать газ из реверсных поставок, но все равно — объемы определенные нам необходимы", — заявил Михаил Бно-Айриян, руководитель Управления евроинтеграции Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.

Впрочем, даже если договориться удастся, времени до зимы все равно мало. Мощности "Укртрансгаза" тоже имеют свой технический предел, закачать миллиарды кубометров в хранилища за один день невозможно.

"Из всего 700-миллиардного кредита, который выделяет МВФ, они разрешили — 23 миллиона, не миллиарда, использовать на закупку газа. Это не просто мало, это ужасно мало. Чтобы было понятно, всего за год Украина тратит на закупку всего импортного газа, и в Евросоюзе, и в России, 6 миллиардов. То есть 23 миллиона никак не помогут, никак не спасут", — пояснил Александр Охрименко, руководитель Украинского аналитического центра.

Критическая ситуация на Украине сейчас не только с энергетикой и газом. Погромы и беспорядки в городах страны уже давно в порядке вещей. Вот три десятка молодчиков с камнями и дымовыми шашками в центре Харькова атакуют штаб партии "Оппозиционный блок", который заявил об участии в предстоящих выборах. Милиция приехала быстро, но предпочитает не вмешиваться. Организаторы беспорядков — активисты запрещенного в России "Правого сектора" (запрещена в РФ). После погрома никого даже не задержали.

"Все видели, что люди с закрытыми лицами, с оружием в руках, я не знаю, травматическое или огнестрельное, пускай следственные органы разбираются, с ножами, с металлическими прутьями, с брусчаткой. Мы предупреждали, что это будет. Там должны быть усиленные наряды милиции, их не было. Но даже те милиционеры, которые были, видимо, получили команду не вмешиваться. На их глазах избивали людей — случайных прохожих", — говорит Михаил Добкин, депутат Верховной рады Украины от партии "Оппозиционный блок".

В Киеве украинская полиция накрыла сеть подпольных обменников в обычном доме. Правда, с места спецоперации сотрудникам правоохранительных органов пришлось уносить ноги. Защищать закон и порядок оказалось гораздо сложнее, чем позировать в новой форме, сшитой по американскому образцу.