Англичане недовольны "бедными родственниками" из Польши

Пока в Европе пытаются остановить поток беженцев, в Лондоне гастарбайтеры выходят на демонстрации. У стен британского парламента собралась самая большая диаспора страны — польская. Они первыми открыто заявили: у иммигрантов тоже есть право на работу.

Пока в Европе пытаются остановить поток беженцев, в Лондоне гастарбайтеры выходят на демонстрации. У стен британского парламента собралась самая большая диаспора страны — польская. Они первыми открыто заявили: у иммигрантов тоже есть право на работу. Государству они приносят не урон, а пользу. В доказательство десятки мигрантов сдали кровь.

Безупречный английский газон – за ним теперь могут ухаживать и иммигранты из Польши. Внутри Европейского союза — свобода передвижения и поиска работы. Равные возможности для всех. Впрочем, на практике оказывается, что равенство вызывает раздражение. Поляки жалуются, что к ним в Англии всё чаще стали относиться как к людям второго класса. Воспринимают их как трутней, прилетевших в благоустроенный английский улей.

"Многие таблоиды, политики, особенно из партии консерваторов, обвиняют нас в том, что мы забираем социальное жильё, эксплуатируем систему пособий и другие вещи в этой стране. Это неправда. Это просто чистая ложь", — говорит водитель Яцик Шваньский.

Протест у Парламента и лозунги "Остановите расизм" — часть так называемой неофициальной забастовки поляков. Пожалуй, впервые так открыто граждане Евросоюза обвиняют друг друга в дискриминации. Англичане считают, что поляки занимают их рабочие места, а гости из Польши отвечают: мы ничего не нарушаем, а наоборот восполняем пробелы. Работаем на стройках, чиним трубы и при этом не требуем высокой зарплаты. Если 10 лет назад прибытие польского слесаря встретили в Англии доброжелательно, то финансовый кризис – почти как квартирный вопрос — испортил британцев.

"Тогда было всё хорошо. Наши дети приезжают, рождаются дети — это уже плохо. Потому что они идут в школу. Надо школу давать, надо платить за здоровье, и так далее", — говорит Мариан Лукашик, регулировщик движения на стройке.

А дальше недовольство англичан, подогреваемое популистским заявлениями политиков и стараниями жёлтой прессы. В Великобритании проживает около 700 тысяч поляков, это вторая по численности диаспора в стране. В Лондоне у неё есть даже признанная столица — район Илинг Бродвей.

Это такая маленькая Варшава: на улицах соотечественники, есть польские магазины, газеты и журналы на польском. В общем, тихая гавань для иммигранта. Хотя ещё 10 лет назад всё было иначе — многие люди приезжали сюда с одной мечтой: пан или пропал. Сотни человек ночевали на скамейках в надежде трудоустроиться в Англии. Сейчас имидж иммигрантов из Польши изменился.

Сначала над ним подшучивали — вам всё починит Радик из Польши. Или: ждите в гости Агату — лучшую няню для вашей семьи. Теперь шутят зло: понаехали тут.

Мэджи уже много лет — не пан, а мистер Мэджи Ролевский. Он переехал в Лондон 30 лет назад, пошёл классическим путём — устроился на стройку, а затем кривая английской мечты вывела Мэджи во владельцы старейшего польского магазина в Англии. Сам он на забастовку не пошёл, но считает, что полякам пора постоять за свои права — слишком тихо ведёт себя диаспора в Англии.

"Мы – лёгкая мишень. Представьте, если они начнут нарушать права, а это происходит иногда, темнокожих британцев, ну вы представляете, что будет. Да? Их тут же обвинят в расизме. Или пусть они попробуют тронуть индусов — такая же история. А с европейцами, поляками, чего церемониться — никто ведь не жалуется. И они этим пользуются. Это просто политическая система так устроена", — уверен Мэджи.

Андрея Ругельского огорчают последствия такого официального отношения к иммигрантам. Он на себе ощутил, к чему приводит политика консерваторов и то самое известное во всех мегаполисах желание обвинить в собственных неудачах приезжих: "Я лично сталкивался с расистскими проявлениями. В меня даже камни бросали. Я работаю менеджером в магазине, встречаю разных людей. Большинство из них дружелюбны, позитивно настроены, у меня много друзей-британцев. Но некоторые местные жители, малообразованные, считают нас проблемой для страны, и они нападают на нас. Пишут расистские лозунги на стенах".

Британская компания наградила Андрея грамотой за добросовестный труд. 10 лет работы с утра до вечера. Он говорит, что сами англичане не хотели бы оказаться на его месте — слишком тяжёлые условия. Кроме того, многие не желают признавать результаты исследования одного из британских университетов: учёные подсчитали вклад мигрантов в экономику страны, и оказалось, что на самом деле гости королевства больше платят налогов, чем забирают денег из казны в виде пособий, то есть Великобритания остаётся в выигрыше от работы тех же поляков.

"Мы пришли к однозначному выводу: иммигранты, которые приехали в Великобританию после 2000 года, не выкачивают деньги налогоплательщиков. Наоборот — в отличие от того, что нам говорили в СМИ или того, что мы видим сейчас, они вносят свой вклад", — подчеркнул Кристиан Дастман, профессор университетского колледжа Лондона.

Многие поляки поддержали эту неофициальную забастовку, по крайней мере, в Интернете. Однако большинство всё же вышли на работу. Некоторые просто опасаются, что этот протест испортит имидж польской диаспоры в Лондоне — осложнит и без того напряжённые отношения.

"Мы не добьёмся ничего хорошего таким способом. И если, к сожалению, найдётся группа людей, представляющих или не представляющих в своём лице польскую диаспору, они могут сделать что-то не очень хорошее во время этой акции. А СМИ зацепятся за их поведение, скажут, смотрите, как поляки ведут себя здесь", — говорит Тадеуш Стензель, председатель Федерации поляков в Великобритании.

Об имидже польская диаспора всё-таки позаботилась. Придумали провести акцию — сдать кровь. Это такая альтернатива забастовки — стань донором и покажи, что ты сделал для страны. Как на него отреагируют Британия? И будет ли реакция?

Пока страна готовится к проведению в следующем году референдума о выходе из Евросоюза. И одновременно пытается добиться для себя особых условий — договориться о том, чтобы ограничить доступ мигрантов к пособиям. То есть, получается, нарушить главный принцип Евросоюза — равенство. Сделать официально положение, например, поляков в Англии, как тех самых бедных родственников большой европейской семьи, которых вынуждены терпеть в британском доме.