Патрушев рекомендовал госслужащим пользоваться Google и WhatsApp дома

Хотите пользоваться Google и WhatsApp, пожалуйста, но только дома. На службе чиновникам не стоит работать с помощью этих иностранных сервисов. Вот так на совещании во Владивостоке сказал Николай Патрушев. Чем же опасны программы западных разработчиков?

Хотите пользоваться Google и WhatsApp, пожалуйста, но только дома. На службе чиновникам не стоит работать с помощью этих иностранных сервисов. Вот так на совещании во Владивостоке сказал Николай Патрушев. Чем же опасны программы западных разработчиков?

Пишете электронное письмо? Нажатие клавиш перехватывается мгновенно. Идете по улице? Местонахождение с указанием геолокации с точностью до метра определено и зафиксировано. Микрофон? А он включен постоянно и работает на запись. Камера? Автоматически срабатывает при первом запуске. И делает фото на память. Все это не фантастика. Это возможности операционной системы Windows 10. Данные собираются и каждые 30 секунд отправляются на сервер. Конечно, американский. Спорить бесполезно. Вы ведь сами позволили, принимая пользовательское соглашение и поставив скромную галочку в конце, казалось, формального документа: "Персональные данные, собираемые корпорацией Майкрософт, могут храниться и обрабатываться в США или в любой другой стране, где имеются офисы корпорации Майкрософт, ее дочерних подразделений, аффилированных лиц или поставщиков услуг. Корпорация Майкрософт придерживается соглашений Safe Harbor, заключенных США с Европейским союзом и Швейцарией. Они сформулированы Министерством торговли США и касаются сбора, использования и хранения данных на территории стран Европейской экономической зоны и Швейцарии".

С не меньшей тщательностью за нами следят и десятки других сервисов — Skype, Facebook (запрещена в РФ), все популярные мессенджеры. Именно поэтому на выездном совещании во Владивостоке секретарь Совбеза Николай Патрушев предостерегает региональных чиновников от чрезмерной Интернет-увлеченности: "Серьезную опасность представляет использование сотрудниками органов госвласти регионов и местного самоуправления для решения служебных вопросов информационно-телекоммуникационных ресурсов, расположенных за пределами Российской Федерации. Например, сотрудниками госвласти Хабаровского края использовались возможности целого ряда зарубежных информационно-телекоммуникационных сервисов, таких как Google, Yahoo, WhatsApp и иных".

В кулуарах многие уверяли: по рабочему телефону или служебной почте деловые вопросы никогда не обсуждают. Все в частном порядке, с проверенными людьми. Но оказывается, что для идентификации пользователя система вовсе не будет просить вас представиться.

Денис Давыдов, директор Лиги безопасного интернета: "Google исследует возможность идентификации конкретного человека по пяти нажатиям на клавиатуре телефона. Даже если вы какой-то важный региональный чиновник и вы думаете, что вы купили себе новый смартфон, поставили какую-то сим-карту непонятно на кого зарегистрированную, сделали себе учетную запись в Facebook какого-то Иванова Ивана Ивановича, это не означает, что Google не поймет, что это губернатор N-ской области. Поймет и точно так же будет влиять на губернатора N-ской области. То есть, этим интернет-гигантам необходимо продавать данные о своих клиентах".
Но данные собирают, конечно, не только на ВИП-пользователей. Под колпаком все, кто пользуется интернетом и смартфоном. Зачем? Это самое интересное. Простейшее применение — продажа, например, рекламным компаниям. Обычно передают не всю базу целиком. Информацию сортируют по целевым группам, возрасту, предпочтениям. Вы только задумались о покупке новой машины и посмотрели варианты в интернете? Не удивляйтесь звонку из автосалона. Не совпадение и не чудо. Обыкновенный шпионаж.

Павел Кушелев, автор и ведущий программы Вести.net: "Гораздо опаснее иная ситуация. Хранение данных на сервере в масштабах бюджетов американской разведки, — стоит сущие копейки. Так что собирать и складировать ее могут годами, чтобы вынуть козырь из рукава в самый выигрышный момент. Например, для дискредитации конкурента. Или даже для криминальных целей. Скажем, если знать, где произошло преступление, можно установить всех находившихся рядом лиц. И даже вычислить виновного. А потом шантажировать его. Тут главное — из тысяч террабайт информации вычленить нужную и, желательно, очень быстро.

Наталья Касперская, председатель Совета директоров "Лаборатории Касперского": "Это делается либо по ключевым словам ну, это самое такое распространенное, либо, если это в видеопотоке, чуть более сложно, тоже, как правило, это либо ключевые слова, либо комбинация слов, либо какие-то объекты видео, которые определяются по картинке, потому что есть возможности распознавания. Допустим, лицо, когда человек оказался лицом, которое представляет интерес".

Это сейчас главная головная боль заокеанских программистов: как создать алгоритм для мгновенного анализа данных. Это ведь позволит миром управлять чуть ли не в ручном режиме. После разоблачений Сноудена, опубликованных в мировой прессе, историй о прослушке россиян АНБ, сбора досье на мировых лидеров — все это больше не кажется фантастикой. Впрочем, все эти громкие скандалы, конечно, не остались без внимания. Лучшие специалисты десятков стран сейчас спешно работают над анти-шпионским софтом. И теперь вопрос — кто быстрее.