Тема:

"Трансаэро" 3 месяца назад

"Трансаэро" больше нет: что ждет пассажиров, персонал и "Боинги"

"Траснсаэро" прекратила существование. Сегодня с полуночи рейсы по всем направлениям отменены, сертификат аннулирован, руководство авиакомпании намерено обратиться в суд и инициировать собственное банкротство. Все обязательства перед пассажирами берет на себя "Аэрофлот" и "ЮТэйр". Как ситуация с банкротством "Трансаэро" отразится на авиарынке, и зачем накануне самолеты компании массово вылетели порожняком в Испанию?

Дорога домой растянулась на три дня. Николай Бирюков летел из Волгограда в Петропавловск-Камчатский, стыковка в Москве не состоялась. Он не спал толком уже двое суток. Ночевал в зале ожидания. "Прилетел вчера, в Домодедово. Сказали, надо ехать в Шереметьево. Сюда приехал, сказали, что сегодня рейсов не будет, только завтра", — рассказывает он.

Отзыв лицензии у "Трансаэро" фактически отрезал от европейской части страны отдаленные российские регионы. Доступных билетов в Москву нет, а поездка в бизнес-классе с Сахалина и обратно, например, обойдется в 140 тысяч рублей. Такая же ситуация и в Приморье. Отмененных рейсов по стране — больше сотни. Аэрофлот продолжает перевозить пассажиров "Трансаэро" с датой вылета до 15 декабря. Когда есть свободные места. А если лететь нужно немедленно? В лучшем случае, пассажирам удается купить билет с пересадкой.

"Например, в Магадане у меня пересадка — 3 часа нужно сидеть. Я сижу сначала в самолете 7 часов, потом 3 часа на пересадке и 5 часов до Владивостока. Ладно бы я на отдых летел", — говорит пассажир Юрий Смитюк. В Хабаровском крае просят увеличить количество рейсов. Желающих улететь в Москву гораздо больше, чем посадочных мест. "Аэрофлот" уже отреагировал и пускает на Дальний Восток более вместительные воздушные суда. Кроме того, выделяет три дополнительных. Ну а в Магадане после ухода "Трансаэро" вздохнули с облегчением. Место покинувшего рынок монополиста заняли три авиакомпании. Билеты уже подешевели в два раза.

Лебединой песней "Трансаэро" стал воскресный рейс Москва-Гонгконг. Причем, в аэропорту прилета борт приземлился уже после того, как сертификат был аннулирован. И это был последний день, когда самолеты "Трансаэро" поднялись в воздух. В ноль часов и одну минуту понедельника перевозчик прекратил полеты. "Аэрофлоту" предстоит взять на борт еще больше ста тысяч бывших пассажиров "Трансаэро". Так завершилась четвертьвековая история первой в стране частной авиакомпании.

Бортпроводник Виталий Трошин объявил бессрочную голодовку. Уже несколько дней он пьет только несладкий чай и публикует в Интернете фотографии своих весов. И все же "Трансаэро" гораздо стремительнее теряет биржевой вес, чем Виталий свои килограммы.

Сегодня акции перевозчика обвалились на 35 процентов. В день окончательного отзыва лицензии это неудивительно. "Трансаэро" больше не имеет права на полеты. Но вот странность — сотрудники авиакомпании, включая пилотов и бортпроводников, еще не уволены. Недавно была очередная зарплата, а вот командировочных за международные перелеты они уже давно не получают.

"Аэрофлот" обещает трудоустроить половину сотрудников "Трансаэро" — 6 тысяч человек. Собеседования уже идут. Перевозчику с 250-миллиардными долгами долго предстоит отбиваться от судебных исков. Последний на 6,5 миллиарда рублей был от "Аэрофлота". В такую сумму в компании оценили издержки, ушедшие на перевозку клиентов "Трансаэро".

Пока до конца неясно, что будет с одним из самых больших в Европе авиапарков. У "Трансаэро" было 106 бортов. Большая часть в лизинге. Пока, можно считать, что пристроена десятая часть воздушной флотилии. Около полутора десятков самолетов "Трансаэро" сейчас стоят на аэродроме в Испании. Их отправили туда накануне. Кто-то увидел в этом попытку избежать ареста и дальнейшей продажи воздушных судов. Но в "Трансаэро" заявили — лайнеры находятся там для проверки их технического состояния.

Сегодня