Въезд свободный: провокацией назвали жители села Кенхи жалобы своего соседа Путину

Въезд свободный, никаких ограничений нет в чеченском селе Кенхи. Ранее ряд СМИ распространил информацию о том, что якобы все дороги в населенный пункт перекрыты. Это произошло после того, как местный житель записал видеообращение к президенту России с критикой и.о. главы Чечни Рамзана Кадырова.

Въезд свободный, никаких ограничений нет. Мы побывали в чеченском селе Кенхи. Ранее ряд СМИ распространил информацию о том, что якобы все дороги в населенный пункт перекрыты. Это произошло после того, как местный житель записал видеообращение к президенту России с критикой и.о. главы Чечни Рамзана Кадырова. А сам после этого скрылся в неизвестном направлении. Мой коллега Александр Чернецов пообщался с местными жителями и выяснил, что они думают о случившемся.

Новость о том, что их родное село Кенхи, якобы заблокировано силовиками, а всех местных вызывают на допросы в полицию, здесь обсуждают сейчас в каждом дворе. В высказываниях кавказцев, переходящих с русского на чеченский и с чеченского на аварский, чаще всего звучит одно слово — ложь.

"Сегодня у нас произошла авария, похоронили парня. Машин двести приехало, больше даже. Приехали без всяких проблем. Из Кизляра едут. Даже оттуда к нам дорога есть. То, что говорят, вот, якобы село заблокировано... Ну как? Вы же приехали? Вы же из Грозного приехали?" – говорит местный житель Ислам Зубайраев.

Слухи о том, что в селе что-то не так, поползли по округе сразу после того, как в Кенхи сгорел дом Рамзана Джалалдинова. Скандальную известность аварец заслужил, записав видеообращение к президенту России, в котором пожаловался на власти республики. Дома якобы не ремонтируются, дороги не строятся, в общем, все плохо. "Он всю жизнь жаловался. Всю жизнь против власти был. Как я знаю, уже больше 20 лет жалуется. А путного у него самого ничего нет", — говорит Магомед Гаджиев, глава администрации села Кенхи.

Со слов местных жителей, хорошо знакомых с Джалалдиновым, очерняя руководство Чечни, он в очередной раз преследовал единственную цель — провокация. Однако, считают земляки, ему это не удалось. "Через 1-2 километра отсюда дагестанская граница,- говорит Зубайраев. — Мы все аварцы, выходцы оттуда. Живем в Чеченской республике с 37-го года. И никогда у нас не было никаких недопониманий, межнациональных конфликтов. Это придумано, получается. Кому-то это выгодно, значит".

Кто совершил поджог — разберется следствие. Однако здесь, в Кенхи, немало тех, кто не сомневается, что свой старый заброшенный дом хозяин специально поджег сам. На месте пожара следователи не обнаружили ни ценных вещей, ни документов, ни людей. А сам уехал... Где сейчас Джалалдинов никто не знает. В отношении него правоохранительными органами проводится доследственная проверка.

В то время, как его соседи активно строятся. Шаройский район сейчас — одна большая стройплощадка. Восстановительные работы ведутся за счет средств из благотворительного фонда имени Ахмата Кадырова. "Вот, делаем кровлю из черепицы, перекрываем всю крышу. Окна стеклим, витражи. Завозим материалы вчера, сегодня, завтра. Думаю, что в ближайшие 10-12 дней мы это все закончим", — говорит Висита Нанаев, представитель Общественного фонда имени Ахмата Кадырова.

Стройматериалы сегодня завезут и в дом местного учителя Ахмета Гасанова. 48 лет он преподает в сельской школе аварский язык и литературу. "В этом доме жили мои предки еще до Шамиля. Всю жизнь живу я. Надеюсь, здесь меня и похоронят", — говорит он.

Уезжать из села, куда провели новую ЛЭП, построили 50 километров новой дороги, и куда скоро проведут газ, не собирается и другой сосед. Магомед приглашает на чай в дом, где недавно завершен ремонт. "Сейчас все есть. Кушать что есть, пить, свобода", — улыбается местный житель Магомед Дубаев..

"А говорят, что притесняют аварцев?" – спрашиваем. "Я не знаю... Вот мне 48 лет, такое время благоприятное, как сейчас, в Чеченской республике для меня не было. В моем сознании не было лучшего времени. Я не знаю, кого притесняют, мне непонятно", — говорит он.

Этот год в Чеченской республике объявлен годом Шаройского района. Разработана специальная программа под названием "Развитие". Она коснется всех населенных пунктов района, будет проведены ремонт и строительство дорог, школ и больниц, строительство детсадов.

Причем, на это не потратят ни рубля из бюджетных средств. Это так называемый белхи, в переводе с чеченского — народная стройка. Она должна закончиться уже к осени. А вообще, перспектива этих высокогорных сел — туризм. Шарой должен превратиться в один из красивейших туристических центров Северного Кавказа.