Китай обещает пустить круиз по спорному морю

Китай намерен организовать морской круиз по Южно-Китайскому морю, где расположены искусственные острова, построенные в последние два года. Поскольку на море и расположенные там острова претендуют еще несколько стран, это решение может привести к обострению непростой ситуации вокруг спорного моря.

Китай намерен создать первый регулярный морской круиз для гражданских лиц на острова Спратли, расположенные в Южно-Китайском море, к 2020 году. Об этом сообщила китайская государственная газета China Daily. По данным газеты, островная провинция Хайнань организует перевозки на острова Наньша, как в Китае называют архипелаг Спратли, чтобы удовлетворить растущий спрос.

"Провинция планирует круизную линию по всему Южно-Китайскому морю и создание круизного бизнеса, покрывающего все страны Морского Шелкового Пути", — пишет газета, ссылаясь на заявление председателя КНР Си Цзиньпина, призвавшего к увеличению инвестиций и развитию торговых связей с регионом. Маршрут Шелкового Пути, анонсированного министром иностранных дел КНР в апреле 2015 года, проходит мимо берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзия, Сингапура и Индонезии – часть этих стран оспаривает китайские претензии на акваторию Южно-Китайского моря.

В 2013 году Китай уже запустил круизную линию на другой архипелаг Южно-Китайского моря – Парасельские острова, которые в Китае называются островами Сиша. Острова находятся под контролем Пекина с 1960-х годов. В июле этого года планируется запустить еще одну линию, оператором которой станет государственная компания COSCO. Как и в случае с островами Спратли, пока неясно, будут ли допущены к этим круизам граждане других стран – сейчас забронировать билеты могут только обладатели китайских паспортов.

Планы китайских властей по развитию туризма в Южно-Китайском море, которое считается сердцем торговли Юго-Восточной Азии, могут еще сильнее усугубить противоречия между Китаем и другими странами, претендующими на различные территории этого моря: Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами, Индонезией, Брунеем и Тайванем. Протесты против претензий Китая на большую часть моря также неоднократно выражали Соединенные Штаты и их союзники в регионе: в первую очередь, Япония и Австралия, которые регулярно проводят в спорном море военные учения.

В Пекине уже несколько раз выражали протест против вмешательства третьих стран в региональные отношения. Особого накала эти споры достигли после того, как ВМФ США начал регулярно проводить так называемые операции по свободе судоходства. Их суть заключается в демонстративном приближении американских кораблей к китайским искусственным островам на 22 километра — максимально близкое расстояние, определенное в международном праве. Власти Китая последовательно объявляют такие операции провокациями и даже угрожают США войной, однако в Вашингтоне подчеркивают, что и дальше будут плавать везде, где это не запрещено законом, подчеркивая, что считают китайские территориальные претензии неправомерными.

Ранее в Пекине заявляли, что намерены превратить Южно-Китайское море в курорт класса люкс, сопоставимый с Мальдивскими островами. Однако пока инфраструктура, возводимая Китаем на искусственных островах, больше напоминает военные базы: большинство из них имеет бухты, достаточно большие для размещения военных кораблей, а также маяки, взлетно-посадочные полосы и бараки.

До недавнего времени Китай утверждал, что строит эти сооружения исключительно для мирных целей и не намеревается расширять свое военное присутствие в спорном регионе, однако в феврале этого года риторика изменилась. Причиной стали две зенитные батареи класса "земля-воздух", впервые размещенные Народно-освободительной армией Китая (НОАК) на Парасельских островах. Впрочем, в Пекине назвали эту меру вынужденной в связи с милитаризацией, которую якобы проводят в этом регионе Соединенные Штаты.