Тема:

Brexit 3 месяца назад

Brexit: быть или не быть. Реплика Максима Кононенко

Неделю назад одна сектантка объявила в соцсетях, что 23 июня она "устроит всем апокалипсис". Те, кто склонится перед ее могуществом, попадут в золотое пятое изменение. И кажется, это случай, когда предсказанный апокалипсис произошел: граждане Великобритании проголосовали за выход страны из Евросоюза

Неделю назад одна сумасшедшая сектантка, объект всеобщих насмешек, объявила в социальных сетях о том, что 23 июня она "устроит всем апокалипсис". Те, кто склонится перед ее могуществом, попадут в золотое пятое изменение. Остальные же сгорят в пламени столкновения Земли с планетой Нибиру. И кажется, это первый в истории человечества случай, когда предсказанный апокалипсис таки-действительно произошел: 23 июня граждане Великобритании проголосовали за выход страны из Евросоюза.

Вот представьте себе, что результат референдума был бы другим. Это нетрудно представить, поскольку разница в голосах минимальна – 52 процента против 48. Что бы произошло? Ничего. Новость о таком результате не продержалась бы в новостях пятницы и до полудня. Как это было, например, с результатами сентябрьского референдума о выходе Шотландии из состава Великобритании. Но результаты оказались такими, какими они оказались, и это повергло европейский истеблишмент в состояние шока.

"Бессмысленно отрицать тот факт, что мы надеялись на иной результат референдума", – заявил председатель Евросовета Дональд Туск. Министерство иностранных дел Германии в официальном заявлении назвало 24 июня печальным днем для Британии и Европы. Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль назвал саму организацию референдума "огромным историческим просчетом". Мама Гарри Поттера Джоан Роулинг сказала Великобритании: "До свидания". Модельер Вивьен Вествуд назвала произошедшее трагедией.

Не отстают от истеблишмента и активисты. От мэра Лондона Садика Хана потребовали объявить город независимым государством – Лондонской республикой, которая останется центром Европы. Петиция с требованием провести повторный референдум собрала уже миллионы подписей и стала самым массовым прошением в истории Интернета, а 28 июня на Трафальгарской площади планируется провести акцию London Stays – практически английский "Евромайдан". Согласно счетчику на Facebook (запрещена в РФ), собираются быть уже 50 тысяч человек.

Апокалиптических прогнозов тоже хватает. Финансисты предупреждают о волатильности на рынках. Джордж Сорос предсказывает неизбежный распад Евросоюза. Газета Washington Post утверждает, что следующими на выход из Евросоюза могут попроситься Швеция, Дания, Греция, Нидерланды, Венгрия и Франция. Предлагает провести подобный референдум и лидер Консервативной народной партии Эстонии, а северо-ирландская партия Sinn Fein мечтает о референдуме об объединении с Ирландией.

Проницательный зритель сейчас заметит, что в этом и состоит объяснение: ведь если бы результат референдума оказался иным, ничего бы не изменилось. А так Европа, да и все человечество, стоит на пороге таких перемен и потрясений, что кто его знает, быть может, сгореть в пламени столкновения Земли с планетой Нибиру было бы меньшим из зол. Ну что же, вполне может быть. Но что-то в глубине души подсказывает мне, что перемен и потрясений не будет. Потому что Великобритания из Евросоюза не выйдет.

Этого никто не хочет. Ну, кроме 17,5 миллионов, проголосовавших за выход. Против полумиллиарда остального населения Евросоюза – третьего по размеру на этой планете. Первый в мире ВВП. Седьмая в мире территория. И что же – разрушить все это из-за того, что 17,5 миллионов провинциальных английских пенсионеров испугались мигрантов? Тем более что количество мигрантов, добирающихся до Британских островов, не идет ни в какое сравнение с тем их количеством, которое принимают Франция и Германия, терпеливо несущие этот свой крест. Нет, конечно, никто не даст этим 17,5 миллионам пенсионеров запустить цепную реакцию распада Евросоюза. Не для того его по крупицам собирали на протяжении более чем 40 лет.

А методов не допустить реализации результатов референдума европейская парламентская демократия давно уже придумала множество. И надежнейший из них – повторное голосование. Дания в 92-м проголосовала против Маастрихстского договора, а уже в 93-м переголосовала за. Ирландия в 2008 году проголосовала против Лиссабонского договора, а уже в 2009 году переголосовала за. То есть механизм уже существует, он опробован, и его эффективность доказана. И лично у меня нет ни одного основания полагать, что этот механизм не будет использован вновь. Разрыв в голосах минимален, и переагитировать несколько сотен тысяч человек при всей мощи современных медиа – вопрос чисто технический. Правда, для этого лидеры стран Евросоюза должны унять истерику и проявить определенную волю. Пока же они ведут себя как обиженные дети. А планета Нибиру тем временем приближается.