Долгий путь Иверской иконы

Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери
Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери. Всего на один день образ перенесли в Храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. По преданию, именно во вторник Светлой Седмицы совершилось явление иконы. Святыня была недоступна для прихожан с конца 20-х годов.

Сегодня верующие смогут поклониться Иверской иконе Божией Матери. Всего на один день образ перенесли в Храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. По преданию, именно во вторник Светлой Седмицы совершилось явление иконы. Святыня была недоступна для прихожан с конца 20-х годов.

"Резкая смена температурно-влажностного режима может быть для произведения, написанного на дереве, очень опасна. И хотя путь, который нам предстоит проделать, очень небольшой, дождя и снега, по счастью нет, но икону перед ее транспортировкой запаковали", – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина

К этому короткому путешествию Иверскую икону Божией Матери готовили больше суток. Из реставрационной мастерской по залам Третьяковской галереи образ бережно перевозят на специальной деревянной тележке: Особый химический состав бумаги должен защитить святыню от любых внешних воздействий.

Икону, сохранившуюся с середины XVII века, впервые передают в домовый храм Третьяковки. Реставраторы не могут скрыть волнения. Несколько шагов по улице от музея до входа в храм они преодолевают практически бегом. А внутри уже ждут: настоятель храма отец Николай служит молебен Божией Матери, а образ готовят поместить в киот.

В Третьяковской галерее уверены, что этот образ и есть та самая, почитаемая на Руси, икона Иверская Московская. Московская – потому, что написана уже в Москве. А появилась она при царе Алексее Михайловиче Романове. Именно он заказал список с уникального образа, что и по сей день хранится на горе Афон, список c иконы, о чудотворной силе которой ходили предания еще с IX века.

"Спасаясь от иконоборцев, эта икона – я имею в виду первообраз иконы – переплыла Мраморное море и обрела свое место в монастыре над вратами. Отсюда и ее название – Вратарница, Иверская Вратарница. И вот с этого подлинного чудесного образа – Вратарницы – и был сделан первый список специально для России, для Москвы. И в 1648 году он и был привезен в Москву и прославился в России как чудотворный. Именно "Московская" Иверская, не та, которую сделали греки", рассказала заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шредега.

Список, привезенный из Греции, поместили в Успенском соборе, то есть, в царском храме. Но с иконы сделали и еще одну копию. Вратарница Иверская Московская обрела место у главных ворот, ведущих на Красную площадь, в часовне, которую стали называть Иверской. И уже именно к этой иконе приезжали со всей Руси, ее считали и заступницей и целительницей. Образ часто вывозили по дворам и по церквям.

Реставратор Антонина Собаршева обращает внимание на детали иконы: "В нижней части иконы слой краски и грунта утрачен прямо до дерева, но это результат прикладывания, "зацелованности" иконы. Это говорит о том, насколько почитаема была эта икона. По вторникам Пасхальной недели икону возили по дворам, то есть, она "ездила в гости".

И вот во вторник Пасхальной недели, в день почитания Иверской иконы, впервые с конца 20-х годов прошлого века чудотворный образ вновь будет доступен для верующих. Тогда была разрушена Иверская часовня, а икона оказалась в хранилищах Третьяковки. Но этот образ Богоматери в храме – лишь на один день. Реставрировать святыню предстоит еще несколько месяцев.

"Икона еще в процессе реставрации. Потребуется еще несколько месяцев, чтобы довести ее до того состояния, в котором икону можно поставить на постоянное хранение в экспозицию. Но я думаю, что, милостью Божией, в конце лета это будет определено", – надеется настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, заведующий отделом Государстенной Третьяковской галереи протоиерей Николай Соколов.

"Это большой праздник сегодня не только для нас, не только для вас – для всей России, для всего мира. Это огромное серьезное событие в нашей жизни, в жизни Третьяковской галереи, для нашего храма", – говорит директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов.

В храме Святителя Николая в Толмачах Иверская Икона Божией Матери, скорее всего, будет храниться и после окончания ее реставрации. Здесь уже хранится Владимирская икона Божией Матери, в этих стенах сотрудники Третьяковки обещают выставить к святому празднику Троицу Андрея Рублева. И получается, что этот храм – своего рода компромисс в извечном споре музея и церкви. Здесь иконы хранятся в особом микроклимате, под постоянным присмотром реставраторов. Днем здесь работает экспозиция для ценителей древнерусского искусства, но утром и вечером в храме проводят богослужения, и все верующие могут поклониться чудотворным святыням.