Медведев обнародовал свои предложения по сотрудничеству в энергетике

Позже Дмитрий Медведев выступил с лекцией в Хельсинкском университете. Президент рассказал, каким Россия видит новый договор о безопасности в Европе
Президент России Дмитрий Медведев, как и обещал накануне в Финляндии, обнародовал свои предложения партнерам по "восьмерке", "двадцатке", СНГ и ЕС по международному сотрудничеству в энергетике, включая транзит.

Президент России Дмитрий Медведев, как и обещал накануне в Финляндии, обнародовал свои предложения партнерам по "восьмерке", "двадцатке", СНГ и ЕС по международному сотрудничеству в энергетике, включая транзит.

"Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)" – такой документ появился на официальном сайте Кремля.

В нем отмечается, что "будущей более устойчивой модели долгосрочного развития требуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая система энергообеспечения", а нынешняя оказалась "не способна предупреждать и разрешать конфликтные ситуации".

Поэтому российский президент ставит вопрос о "радикальном совершенствовании правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами" и создании "нового универсального международного юридически обязывающего документа", участниками которого, в отличие от действующей Энергетической хартии станут "все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия".

При этом "интегральной частью новой системы документов должно стать новое соглашение о гарантиях транзита энергетических материалов и продуктов". Оно должно включать "договор, устанавливающий процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в данной сфере". "Целью такого соглашения является обеспечение надежного и бесперебойного транзита", – отмечается в документе.

Соглашение по транзиту должно определить единообразие терминов в транзитных договорах, принципы установления транзитных тарифов (объективность, разумность, прозрачность, недискриминационность, обоснованность затратами, комфортный налоговый режим), а также "неприемлемость непредусмотренного транзитными договорами прерывания или сокращения транзита, а также вмешательства в транзитные потоки" и "ответственность сторон за убытки, причиненные в результате невыполнения требований соглашения и транзитных договоров".

Кроме того, в транзитных соглашениях, по мнению Кремля, надо предусмотреть "механизмы координации действий сторон по оптимизации маршрутов транзита, систему органов, уполномоченных урегулировать чрезвычайные ситуации и действующих на принципах равноправного участия сторон", а также "обязательность реагирования сторон на запросы партнеров и обязательства по обеспечению доступа экспертов сторон и органов по урегулированию конфликтов к транзитной инфраструктуре", передает ИТАР-ТАСС.

Россия считает "предпочтительным урегулировать все конфликты в этой сфере по дипломатическим каналам, а не по судебным". В случае необходимости, однако, стороны "должны иметь возможность решать споры в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)". В Москве считают недопустимым какие-либо оговорки к соглашениям.

Накануне в Хельсинки, анонсируя подготовленную концепцию, Медведев отметил, что "проблемы в сфере доставки энергоносителей нужно решать двумя путями". "Первый путь – это строительство новых маршрутов, создание новых возможностей доставки энергопродуктов – это практическая сторона. И вторая сторона – это вопросы юридического сопровождения", – пояснил он. "Уроки транзитного кризиса начала этого года об этом свидетельствуют со всей очевидностью", – уверен российский президент, имея в виду серьезные сбои в поставках газа в Европу из-за невыполнения Украиной своих обязательств.

"Россия неоднократно говорила о проблемах, которые связаны с неурегулированностью ряда вопросов энергобезопасности", – напомнил глава государства. "Эти вопросы не разрешила Энергетическая хартия и другие документы. Мы эти документы не ратифицировали и не считаем себя связанными этими решениями", – подчеркнул он.

"И поэтому наша задача сейчас заключается в том, чтобы сохранить или, точнее, обеспечить на будущее баланс интересов стран-производителей энергоресурсов, транзитных государств и потребителей энергоресурсов. Именно на это и направлено наше предложение", – рассказал он. "Я дам поручение правительству осуществить юридическое сопровождение этих решений", – добавил Медведев.

Президент рассчитывает "как можно быстрее начать переговоры с Евросоюзом, с другими партнерами по этим документам". "Надеемся на конструктивное восприятие наших идей", – отметил он.

Помощник президента Аркадий Дворкович, комментируя Концепцию, отметил, что предложенный документ заменит Энергетическую хартию и содержит четкий перечень энергетических продуктов, включая ядерное топливо, на которое Энергетическая хартия не распространялась.

"В представленный перечень энергетических продуктов входят не только газ и нефть, но и ядерное топливо, уголь, электричество", – сказал он. Дворкович подчеркнул важность включения ядерных материалов в перечень энергетических продуктов, поскольку до сих пор любой вопрос по этому поводу "решался отдельно".

"Мы много раз заявляли о том, что нас не устраивают Энергетическая хартия и документы, которые входят в систему Энергетической хартии в нынешнем виде, и необходима новая международная правовая база. Теперь есть предмет для обсуждения – это вполне конкретные предложения, за которыми есть и подготовленный проект нормативных актов. Мы заканчиваем их юридическую внутреннюю проработку. И потом будем готовы их представить для интенсивного обсуждения с нашими партнерами, прежде всего с Евросоюзом, нашим самым близким энергетическим партнером". По его мнению, такие переговоры Россия готова начать "уже в ближайшие недели в самых разных форматах".

"Мы предлагаем полномасштабную, новую нормативно-правовую базу для будущего энергетического сотрудничества. Мы хотим, чтобы отношения строились на прозрачных, понятных, надежных и стабильных принципах, которые удовлетворяли бы все стороны: и потребителей, и производителей, и транзитеров энергоресурсов", – подчеркнул он.

Он, в частности, отметил, что "несмотря на многие обсуждения и даже обещания, документы Энергетической хартии так и не распространились на ядерные материалы, а этот вопрос Россию действительно сильно интересует". "Этого не случилось, эту проблему иначе как новым соглашением решить невозможно, так что будем предлагать партнерам этим заниматься максимально интенсивно", – добавил он.

По его убеждению, переговоры по будущему документу, который сменит Энергетическую хартию, "стоит вести в более широком кругу, чтобы включить те страны, которые сегодня в нее не входят". "Речь идет о США, Канаде, Китае, Индии; даже Норвегия не входит в Энергетическую хартию, хотя является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. Так что, наверное, все-таки нужен новый документ, но мы открыты к диалогу в любой юридической форме", – сказал Дворкович.