Венгрия: Орбан усилил давление на СМИ перед выборами


фото EPA

Венгерская оппозиция обеспокоена: почти все крупные телеканалы, газеты и новостные порталы страны оказались под контролем людей, лояльных премьер-министру Виктору Орбану или готовятся к продаже. Критики Орбана связывают это с приближающимися парламентскими выборами, намеченными на весну 2018 года.

Лидеры оппозиционных партий Венгрии не на шутку встревожены: люди из близкого круга премьер-министра Виктора Орбана, за свой авторитарный стиль правления получившего прозвище "Виктатор", скупают средства массовой информации, ранее критиковавшие премьера и его правящую партию "Фидес". Оппозиционеры уверены, что таким образом Орбан и его однопартийцы готовятся к следующим парламентским выборам, которые должны пройти весной 2018 года. Масштаб приобретений достиг такого размаха, что вызывает критику уже в структурах Евросоюза, где венгерского премьера и так недолюбливают.

Беспокойство оппозиции вызвало закрытие известной медиахолдинга Mediaworks и продажа её оставшейся части давнему соратнику Орбана, бизнес-магнату Лайошу Шимичке, после чего холдинг прекратил выпуск левой газеты Nepszabadsag [Народная свобода], уволив около 80 её сотрудников. Новые редактора, назначенные в другие отделы, начали проводить более лояльную политику, в большинстве своём отказавшись от критики политики Орбана и партии "Фидес" либо значительно её смягчили. При этом генеральный директор Mediaworks Габор Лижкай отказался комментировать этот вопрос.

Косвенным подтверждением того, что Шимичка принял решение приобрести холдинг не по своей воле, наблюдатели называют интервью Виктора Орбана телеканалу "Echo TV" в мае прошлого года, в котором он призвал своих соратников, поддерживающих политику, проводимую "Фидес", создавать новые средства массовой информации. Однако дальнейшие события показывают, что вместо создания новых СМИ, лояльных "Фидес" соратники Орбана решили сосредоточиться на покупке старых и нелояльных. Это уже привело к масштабному переформатированию венгерского медиа-ландшафта, так как до покупки структурами Шимички Mediaworks выпускала три журнала и несколько десятков региональных газет. Тот факт, что в 1,7-миллионном Будапеште проживает лишь 20% населения Венгрии, делает региональные издания влиятельным средством для формирования общественного мнения: для многих венгров, особенно пожилых, они являются единственной альтернативой телевидению, лидирующие позиции на котором также принадлежат государству.

То, что ситуация приобретает системный характер, подтверждается информацией вокруг другого медиа-холдинга холдинга – Russ Media, который является частью семейного бизнеса австрийского Югена Русса, который выпускает три ежедневных газеты на северо-востоке Венгрии. Похожая история происходит и вокруг компании Lapcom, в венгерских типографиях которой выходит две региональных газеты и общенациональный таблоид.

Так, в окружении Югена Росса с недавнего времени начали циркулировать слухи о его намерении уйти с венгерского медиа-рынка, хотя причины такого решения до сих пор неизвестны. В свою очередь, о решении выставить на продажу Lapcom рассказал главный редактор ежедневной газеты Delmagyarorszag [Страна венгров] Золтан Коти. При этом в лондонской акционерной группе Elliott Advisers, которой принадлежит Lapcom, также отказались комментировать эту информацию. Сам Коти отметил, что рано или поздно компания всё равно перейдёт под контроль бизнесменов, близких к государству.

"Похоже, рано или поздно это полномасштабное давление доберётся и до Lapcom", — отметил он.

Тенденция, доминирующая на печатном рынке, заметна и в других сегментах рынка медиа: так, структуры, ассоциированные с директором Центробанка Гиорги Матольчи, который также является сторонником Орбана, приобрели два известных новостных сайта, а уже упомянутый гендиректор Mediaworks Габор Лижкай, ранее бывший бизнес-партнёром Лайоша Шимички, приобрёл известное в Венгрии деловое издание.

По мнению представителей оппозиционных партий, действия "Фидес" и бизнесменов, близких к Орбану, лишают миллионы венгров возможности получить критическую информацию о деятельности премьер-министра и других членов партии. Председатель националистической партии "Йоббик" Габор Вона открыто обвинил "Фидес" в прикрывании коррупционных схем с помощью медийного занавеса, отметив при этом, что правда всё равно просочится через интернет и социальные сети.

"Вы можете скупить хоть всю венгерскую прессу до последней сельской газетёнки, но вы больше не сможете прятать всё, что вы делаете с этой страной под покрывалом ваших СМИ", — заявил Вона, обращаясь напрямую к председателю "Фидес" Бенсе Туцону, который проигнорировал это заявление.

Наконец, обеспокоенность происходящим на венгерском медиа-рынке начали выражать и надзорные органы ЕС. Организация безопасности и кооперации в Европе (ОБКЕ) – межправительственный орган, в обязанности которого входит контроль над соблюдением прав человека и соблюдением свободы слова в средствах массовой информации, выразил сильную обеспокоенность в связи с сокращением плюрализма в венгерских СМИ, которые, по мнению членов Организации, стали "крайне уязвимыми к политическому давлению". Стоит, однако, отметить, что решения ОБКЕ носят рекомендательный характер, и ни о каких санкциях в отношении Орбана и его окружения со стороны Брюсселя речи не идёт.