Удержит ли Трамп корейский рубеж?

Избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что КНДР никогда не удастся создать ядерное оружие, способное достигнуть территории США. Однако сказать легче, чем сделать – по мнению экспертов, чтобы этого добиться, придётся приложить большие усилия, но стопроцентной гарантии это всё равно не даст.

Одним небольшим твитом избранный президент США Дональд Трамп включил северокорейскую ядерную программу в список наиболее чувствительных тем своего будущего президентства. "Этого не случится!" – написал Трамп в ответ на заявления северокорейского лидера Ким Чен Ына, который незадолго до этого заявил, что его страна близка к испытанию межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), способной достичь континентальной территории США.

По мнению американской прессы, своим твитом Трамп, по сути, пообещал не допустить испытаний такой ракеты после своего вступления в президентскую должность, которое произойдёт 20 января. Однако, по мнению экспертов, осуществить это будет гораздо сложнее, чем написать, учитывая, насколько далеко продвинулась северокорейская ядерная программа.

Согласно данным разведки, в настоящий момент в распоряжении КНДР находится не менее 20 ядерных зарядов. Кроме того, в конце прошлого года страна провела неудачное испытание МБР класса "Мусудан", способной преодолевать расстояние более 3 тысяч километров. Последним удачным испытанием стал запуск ракеты, доставившей на орбиту спутник "Кванмёнсон-4", который произошёл 6 февраля 2016 года. По мнению специалистов, она способна преодолевать не менее 800 километров, то есть, ракета, выпущенная с территории КНДР, уже может долететь до территории Китая, России, Южной Кореи и Японии.

В тот же день на экстренном заседании по этой теме Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую действия КНДР и заявил о разработке новых санкций против этой страны. Новые санкции были одобрены на заседании 30 ноября – единогласным решением Совбез постановил на 60% сократить закупки у КНДР угля, а также полностью запретить покупку меди, никеля, серебра и цинка. 30 декабря указ о введении санкций против КНДР подписал президент России Владимир Путин. В соответствии с этим документом, Россия отказалась от поставок в эту страну любых видов вооружений, авиационного и ракетного топлива, а также от покупки северокорейского угля, железной и титановой руды.

Большинство экспертов, однако, уверены, что международные санкции способны лишь затормозить развитие ракетно-ядерной программы Северной Кореи, но остановить её не в силах. Джеймс Эктон, возглавляющий Программу ядерной политики в вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир, считает, что обещание не дать КНДР провести испытание может нанести репутации Трампу значительный ущерб, как в своё время обещание не допустить применения химического оружия в Сирии со стороны Барака Обамы. Напомним, в 2012 году Обама назвал применение химического оружия "красной чертой", после которого США вмешаются в ситуацию, однако после атаке в Восточной Гуте, в которой был обвинён режим Башара Асада, США отказались вмешиваться в войну на стороне оппозиции, вместо этого на предложение России об утилизации сирийского химического арсенала.

"Этот безрассудный твит заставит Трампа приложить огромные усилия по сдерживанию ракетной и ядерной программ Северной Кореи, — отметил Эктон. – Я думаю, он будет его преследовать".

В настоящее время у США есть два основных сценария по предотвращению запуска северокорейский ракеты, способной достичь их континентальной территории. Первым является дипломатия, и, судя по событиям последних десяти лет, она терпит полное фиаско. Так, в 2012 был принят новый текст конституции, в которой КНДР официально провозглашает себя ядерной державой. В то же время, механизм шестисторонних переговоров при участии Китая, России, США, Южной Кореи и Японии практически перестал действовать с 2009 года. В июле 2015 года власти КНДР заявили, что не рассматривают заключение соглашения по "иранскому сценарию", то есть, снятие международных санкций в обмен на отказ от ядерной программы.

"Нелогично сравнивать нашу ситуацию с иранским ядерным соглашением, поскольку мы всегда противостояли провокационным и враждебным действиям США, включая массированные совместные учения и непрекращающуюся ядерную угрозу, — отмечается в заявлении, которое было озвучено представителем МИДа по государственному телевидению. — Мы не заинтересованы в диалоге, который потребует в одностороннем порядке заморозить нашу программу или отказаться от ядерного оружия. Мы – ядерная держава, а у ядерных держав есть свои интересы" .

Второй сценарий является совокупностью военных мер, которая, в свою очередь, также имеет различные варианты. Первый – превентивный удар по корейским ядерным шахтам – по мнению специалистов, с большой вероятностью может не дать желаемого эффекта, так как под пусковым полигоном Сохэ на западном побережье страны существует разветвлённая сеть подземных ходов, поэтому, для того, чтобы уничтожить ракету до запуска, будет необходимо знать, откуда именно она будет запущена. В противном случае придётся бомбить весь полигон, что может не дать желаемого эффекта и привести к массовым человеческим жертвам.

Второй вариант предполагает уничтожение ракеты в первые минуты после запуска. Для этого США уже несколько лет создают интегрированную систему противоракетной обороны на территории Японии и Южной Кореи, однако, её эффективность по-прежнему вызывает вопросы, так как в реальных условиях система ни разу не испытывалась. Кроме того, свои коррективы может внести импичмент президенту Южной Кореи Пак Кын Хе, который ставит под вопрос согласованное ей размещение в этой стране системы заатмосферного перехвата THAAD, которое один из двух главных претендентов на президентский пост Мун Джеин обещает отменить.

Третий вариант предполагает беспрепятственное проведение испытаний с последующим объявлением их casus belli против северокорейского режима, неоднократно угрожавшего США ядерным ударом. Воплощение такого сценария подразумевает начало военных действий вплоть до наземного вторжения, что, очевидно, дестабилизирует и без того неспокойную обстановку в регионе, а также подставит под удар Японию и Южную Корею, которые, в отличие от США, уже сейчас находятся в зоне досягаемости северокорейских ракет. При этом победа в этой войне чревата не только огромными жертвами, но и многомиллионными толпами беженцев, которые неизбежно хлынут через границы соседних государств.

В связи со всеми вышеперечисленными факторами Франк Януцци — бывший чиновник Госдепартамента, возглавляющий диалоговый форум Азиатского фонда Мансфрида, считает, что твит Трампа является точно такой же пустой бравадой, как и слова действующего президента Барака Обамы, который на протяжении двух своих сроков неоднократно заявлял, что не допустит развития северокорейской ядерной программы.

"Боюсь, что это лишь раззадорит Север, потому что они видят это тем, чем оно является: пустыми разговорами. Он рисует красные линии, но не похоже, чтобы мы были готовы к тому, что их кто-то перейдёт, — отметил бывший дипломат. – Сто сорок символов от Дональда Трампа здесь ничего не поменяют".