Тема:

Страсти по Исаакию 6 лет назад

Передача Исаакия Церкви: произведения искусства станут доступнее всем

Исаакиевский собор – уже не первый музей-памятник, который возвращают Русской православной церкви. Почему практически каждое такое решение приводит к острым общественным дискуссиям?

Исаакиевский собор – уже не первый музей-памятник, который возвращают Русской православной церкви. Почему практически каждое такое решение приводит к острым общественным дискуссиям?

Передавая РПЦ Исаакиевский собор и одно из зданий Российской национальной библиотеки, Северная столица их не потеряет, а, наоборот, приобретет, уверены представители Санкт-Петербургской епархии. Ведь посмотреть интерьеры творения Монферрана, росписи Брюллова и скульптуры Клодта теперь смогут все независимо от достатка.

"В обязательном порядке бесплатный вход! В храм Христа Спасителя разве платный вход? Во все кафедральные соборы бесплатный вход", — комментирует ситуацию председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Пелин.

Вопрос о возвращении Церкви храмов, которые были отобраны у нее после революции, поднимается с 1990 года. Но только в 2010 году был принят федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". В России таких только зданий — больше 12 тысяч. Многие уже возвращены. Но каждое такое решение федеральных или муниципальных властей (будь то Казанский собор в Петербурге или Новодевичий монастырь в Москве) сопровождается бурной дискуссией. Камней преткновения два – сохранность культурного наследия и его доступность для граждан России.

"Я не вижу в этой ситуации никакой трагедии или драмы. Естественно, Церковь сделает все, чтобы и памятник, и храм, который является памятником культуры, естественно, находился в достойном состоянии. Чтобы доступ к нему был и только расширялся, и чтобы люди, которые работают в музее, никак не пострадали", — отмечает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.

В музеях, говорят представители духовенства, христианские святыни теряют свое сакральное значение. Музейщики, наоборот, убеждены: Церковь не сможет сохранить древний памятник для будущих поколений. Только вот поколение нынешнее возможности увидеть его может так и не дождаться. Например, Торопецкая икона Божией Матери (по легенде — свадебный подарок Александру Невскому) 70 лет пролежала в запасниках Русского музея. Пока в 2009 году Министерство культуры не распорядилось передать ее на время подмосковному храму. Директор музея Владимир Гусев тогда говорил журналистам:

"Мы пошли на мирный компромисс. Если в обществе есть потребность в духовном возрождении, надо идти навстречу обществу".

Поклониться Торопецкой иконе пришли десятки тысяч человек. При этом были соблюдены все нормы хранения – образ находился в климатическом киоте и строго в горизонтальном положении. Конечно, опасения музейного сообщества оправданы. Так, в переданном РПЦ Ипатьевском монастыре в Костроме сгорела уникальная церковь, а в Дмитрове в Борисоглебской обители в ходе реставрации уничтожили ряд объектов XVII века. Но на халатность при ремонте жаловались и хранители светских памятников – вспомнить хотя бы Изборскую крепость. Чтобы не допустить такого, в апреле 2016 года был создан Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, куда вошли директор Исторического музея и сотрудники Музеев Московского Кремля. Возглавил совет протоиерей Леонид Калинин – хранитель культурных ценностей Московской епархии.

"Недавно я был в Чехии, в Праге. Собор святого Витта кому принадлежит? Конечно, местной епархии. Но это также музей. Не только сам собор, но и окружающие постройки. Я могу привести массу примеров, тот же Ватикан, который принадлежит Римско-католической церкви, является ее сердцем, и при этом это один из величайших музеев мира", — рассказывает председатель Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин.

Говоря о передаче церковного имущества, подчеркивает Леонид Калинин, речь идет о праве пользования. Законным собственником храмов и соборов было и остается российское государство. По закону.