Тыва приняла эстафету мирового шаманизма

В Тыву с Филиппин прибыл бубен мира. Международный проект под девизом "Остановить войну между человеком и природой" придумали норвежские шаманы. Они и запустили гулять по планете священный шаманский символ. На ближайший месяц центр мирового шаманизма обосновался в юго-восточной Сибири.

По Тыве путешествует бубен мира. Международный проект под девизом "Остановить войну между человеком и природой" придумали норвежские шаманы. Они и запустили гулять по планете священный шаманский символ. В Россию бубен прибыл с Филиппин. Продолжение маршрута – в Японии. Но на ближайший месяц центр мирового шаманизма обосновался в юго-восточной Сибири.

В Кызыле места, где живут шаманы, знают все: деревянный дом – шаманский центр "Адыг ээрен", что в переводе значит "дух медведя". Этот дух, считают здесь, есть в каждом человеке. В избушку недавно привезли ценную посылку. Доставлена самолетом международной почтовой службой. Из Норвегии – бубен мира. Тывинские шаманы этот бубен снова упаковывают – его нужно отвезти в священное место.

Серебрянка – место называют по имени здешней речки, притока Енисея. Правительство республики выделило шаманам 4 гектара священной для них земли. Скоро большинство шаманов из Кызыла переедет сюда. "Где-то вот здесь, с этой стороны, мы юрточный городок сделаем и будем принимать людей. Здесь мы откроем центр шаманизма, здесь, в Тыве", – рассказывает Кара-оол Допчун-оол, председатель шаманской организации "Адыг ээрен".

Его изготовил по просьбе Белой Пумы сын Лисы. Так зовут норвежских шаманов, приславших бубен. Он облетел полмира, а в России его решено было передать именно тывинским шаманам – как хранителям древних традиций Азии. "У меня есть атрибуты шаманские, стрелы, они помнят Чингисхана. Наш род не прерывался и будет продолжаться, свои знания передам детям и внукам", – говорит Кара-оол Допчун-оол.

Шамана никто не учит, кроме духов, и он нигде не учится. Но если в своей семье шаман увидел, что дети переняли его дар, он обязательно передаст им свои навыки и знания.

Дмитрий Марков – пока единственный русский тывинский шаман. Проводит обряды уже 4 года. "До этого момента я работал сварщиком. Жил обычной жизнью с женой норвежской и двумя детьми. В Норвегии 12 лет", – рассказывает Марков, шаман "Небесного огня".

Крупных шаманских центров в Кызыле – не больше десятка. Но шаманов вообще в республике очень много. Их трудно посчитать; известно лишь, что большинство тувинских семей вызывает шамана на дом хотя бы раз в год. Председатель централизованной религиозной организации тывинских шаманов "Тос-дээр" ("Девять небес" Ай-Чурек Оюн считает, что не всем шаманам стоит доверять: "На самом деле в Тыве шаманов мало. Потомственных шаманов много – сейчас мода: у кого бабушка была, и вот нитка эта потомственная идет, и все становятся шаманами".

С приходом советской власти шаманство в Тыве ушло в "подполье". Семьи шаманов подвергали репрессиям. Фотографии старой шаманки из материалов уголовного дела: в НКВД ее считали японской шпионкой. Молодой республике не нужны были впадающие в транс колдуны, которые бьют в бубен и гадают на бараньей лопатке. Шаманов исследователи изучали тайком, факультативно. В Тыве этим занимался Монгуш Кенин-Лопсан, доктор исторических наук, этнолог, которого сейчас почитают все тувинские шаманы: "Солнце, его символизирует бубен. Да здравствует бубен!"

На площадке в городском парке развели ритуальный костер. Каждый старается успеть подойти к бубну мира, пока не погас огонь. Ведь он кормит добрых духов. А после принято собирать пепел: его нужно отнести домой, чтобы сила духов охраняла жилище. Летом бубен мира отправится из Тывы в Японию.

Большинство жителей средней полосы России ходит в церковь, празднует Рождество и Пасху. И в то же время многие прыгают через костер на Ивана Купала и уж тем более "отмечают" Масленицу. Так и в Тыве: люди идут к ламе, чтут все буддийские праздники и обряды. И в то же время вызывают на дом шамана, дабы поправить здоровье, благосостояние или дела семейные. Для тывинцев шаманы – не экзотика. Это древняя традиция, в действенность которой многие искренне верят.