Тема:

Финансовый кризис в мире 7 месяцев назад

Прибыль российских ретейлеров близка к нулевой

На российском продуктовом рынке много места для любых игроков
Однако на современные форматы торговли по-прежнему приходится лишь незначительная часть розничного рынка
На российском продуктовом рынке много места для любых игроков
Однако на современные форматы торговли по-прежнему приходится лишь незначительная часть розничного рынка
Инфляция в России по итогам октября – вновь на нуле. Цены на продукты питания и услуги снизились. А вот непродовольственные товары немного подорожали. Продавцы утверждают, что часть товаров продается по себестоимости, а прибыль близка к нулевой.

Инфляция в России по итогам октября – вновь на нуле. Цены на продукты питания и услуги снизились. А вот непродовольственные товары немного подорожали. Продавцы утверждают, что часть товаров продается по себестоимости, а прибыль близка к нулевой. В этих условиях российский ретейл заранее готовится к новогодним праздникам. Рождественские распродажи еще не начались, но покупателей уже ждут скидки и особые предложения. Как формируются цены в магазинах?

Российский рынок ретейла. Продавцы идут на новые ухищрения для увеличения продаж и получения прибыли. Шок-цена – минус 50 процентов. Антикризисные предложения – теперь на каждой полке. День скидок, неделя распродаж – всё, чтобы привлечь покупателя. Цены серьезно снижены на 15-20 товаров. Дисконт процентов десять – на 200-300 продуктов. Их раскупают, а заодно берут и те, что подорожали за год в полтора раза из-за роста курса доллара (в 2008 году – 24 рубля, в 2009 году – 32,5), инфляции (8 процентов), миллиардных долгов торговых компаний.

"Многие компании закрыли прошлый год в минусе. ЕBITDA была в минусе. То есть это совершенно уникальная ситуация, когда многие торговые сети вынуждены работать в минус. В том числе, из-за ситуации на рынке, с кризисом, девальвацией. В том числе, из-за того что поставщики постоянно повышали цены, а цены на рынке не успели возрастать", – объяснил исполнительный директор "Союза независимых сетей России" Илья Белоновский.

В торговой моде – собственные линейки. Продукты под маркой магазина дешевле на 10-15 процентов и не требуют затрат на рекламу. В каждой сети – мини-маркеты рядом с домом. Цены средние по рынку, а покупателей больше – расположены удобно. Но самый популярный формат – дискаунтер. Торговая компания X5 Retail Group "переформатировала" часть магазинов "Перекресток" в бюджетную "Пятерочку". "Седьмой континент" уступил кризису 5 процентов премиум-класса. Результат – плюс 10 процентов покупателей.

"У нас доля продаж гипермаркетов формата дискаунтер составляет порядка 25 процентов сейчас. Доля продаж премиум-сегмента составляет порядка 15-17 процентов. Это связано с изменением покупательских трендов и покупательского восприятия ценовой политики компании. В октябре мы по трафику так называемому количеству чеков увеличились на 10 процентов, а средний чек снизился порядка 5-6 процентов", – рассказал финансовый директор ОАО "Седьмой континент" Александр Руснак.

Если верить рекламе, X5 Retail Group – абсолютный лидер продаж. В "Ленте" – самая доступная покупательская корзина. В "Магните" – всегда низкие цены. В "Седьмом континенте" – выгодный товар. Но в споре – у кого дешевле? – победителей быть не может.

"Все цены выставляются по рынку. Все друг друга мониторят. Все друг на друга смотрят. Если сеть купила товар по 100 рублей, а на рынке он стоит 90 рублей, то человек, который выставляет цену, не будет интересоваться, по какой цене закупили этот товар. Это – не его, в рамках бизнес-процесса – это разведенные функции. Он видит товар по 90 рублей. Он его поставит по 90 рублей", – отметил Илья Белоновский.

Продавцы разложили цены по полочкам. От 70 до 90 процентов стоимости товара – доля поставщика. Остальное – наценка магазина. До кризиса было 40 процентов. Теперь вдвое ниже. Деньги на аренду, налоги, коммунальные услуги и административные издержки. Прибыль – от процента до трех. Производители считают по другой формуле. Но какой бы ни была торговая математика, снижать цены – работать в убыток? На этот вопрос ответил председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили.

- Цена самого продукта, сырья, она составляет где-то 25-30 процентов. До 40 процентов может доходить. Опять-таки, по-разному.

- 40 процентов себестоимость. Остальное?

- Где-то 30 процентов переработка, упаковка, перевозка, хранение. Далее идут высокие ставки кредитные. Это немыслимо. Ни один бизнес не может выдержать сегодня закредитованность.

- Кто за этот процент заплатит? Это же 15-20 процентов годовых, правильно?

Заплатит, точнее переплатит, ретейлер. И выставит поставщику встречные требования. Производитель должен купить "билет на полку", бонус за обслуживание. Поставить товар на продажу – минимум 10 процентов от его цены. Хороший сервис – большой стенд на бойком месте – дороже. Особое предложение – отправить продукцию конкурента в дальний угол магазина. Плата – по договоренности.

"Если вы поставили продукцию на 100 рублей, встречных требований за бонусы, платы всевозможные, премии, которые вы платите торговым сетям, составляют 50 рублей, то, естественно, это не может не отражаться на ценах, категориях затрат. Вот эти встречные требования, они являются своеобразным толкачом цены вверх", – добавил заместитель начальника Управления Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко.

Ориентир для продавца – кошелек покупателя. С начала года он похудел на полпроцента. Торговый оборот упал почти на 6 процентов. Правда, в октябре доходы граждан на 4 процента выросли, а к ретейлерам вернулась надежда вместе с товаром отпустить проблемы отрасли по рыночной цене, без скидок.