Виктор Садовничий: пришло время готовить ребят, которые будут побеждать

Школы для одаренных детей могут быть учреждены, как при ведущих вузах, так и самостоятельно. Главная цель – поиск и развитие особых способностей подрастающего поколения. О том, что нужно для воспитания ученого в интервью "России 24" рассказал ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

Школы для одаренных детей могут быть учреждены, как при ведущих вузах, так и самостоятельно. Главная цель – поиск и развитие особых способностей подрастающего поколения. О том, что нужно для воспитания ученого в интервью "России 24" рассказал ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

"Мне кажется, наступило время готовить ребят, которые должны побеждать, – говорит Садовничий. – Прошло время, когда к образованию относились просто как к некой услуге: учись – и только. Поэтому на заседании президиума Госсовета по искусству, культуре, науке, образованию и технологиям этот вопрос был одним из главных".

У нас очень хорошая история, напоминает ректор МГУ. Четыре школы для одаренных детей были созданы еще 40 лет назад. Они подготовили огромную часть всей научной элиты нашей страны. Несколько тысяч кандидатов наук, тысячу докторов наук, академиков, членов-корреспондентов. Эта среда школы для одаренных себя оправдала. И сейчас наступило время, когда эти ребята будут востребованы.

При создании этих школ была дискуссия между Колмогоровым и Капицей, рассказывает Садовничий. Тогда был тезис, что не надо изымать ребенка из среды – это ее обедняет. А погружение ребенка только в специальную среду ни к чему хорошему не приведет.

Но Колмогоров настаивал: чтобы подготовить ученого, надо наоборот окунуть его в среду, где большие ученые преподают, раскрывают его талант. Именно таланты должны выходить из этих школ. Капица в свою очередь писал, что, как сказал Клемансо, “война – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее только военным”. А Колмогоров в ответ говорил: и подготовка школьников – слишком серьезное дело, и доверять ее надо ученым.

"Так были созданы эти специализированные школы. Они работают и сейчас. Правда, одна из этих школ находится в дружественной нам Украине – в Киеве, – отмечает ректор МГУ. – На Госсовете как раз рассматривался вопрос о том, чтобы расширить эту систему и сделать более или менее доступным поступление в эту школу из любого региона. Так что, это очень красивая идея. И мало стран, у которых такие школы есть. И практически нет стран, где были бы получены такие выдающиеся результаты по подготовке талантливых ребят".