Московские пандусы облегчают не жизнь инвалида, а бюджет города

Более трёх миллиардов рублей было выделено московским правительством в прошлом году на создание инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
Более трёх миллиардов рублей было выделено московским правительством в прошлом году на создание инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
Более трёх миллиардов рублей было выделено московским правительством в прошлом году на создание инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Однако в большинстве случаев приметы цивилизации заканчиваются у дверей подъезда.

Более трёх миллиардов рублей было выделено московским правительством в прошлом году на создание инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Пандусы с плавным уклоном и специальные подъёмники для инвалидов-колясочников были установлены во многих столичных зданиях. Однако в большинстве случаев приметы цивилизации заканчиваются у дверей подъезда.

Граница между доступной и недоступной средой в Москве зыбкая, как в дымке. На крыльце жилого дома на Ташкентской улице у всех равные возможности. Можно войти, можно въехать – установлен пандус. Но если открыть дверь, то картина меняется.

"По большому счету это профанация, – говорит колясочник Вячеслав Токарев. – Мы благополучно вкатились в подъезд по этому пандусу, открыли дверь. И вот перед нами 11 ступенек. Лифт здесь".

И так здесь будет всегда. Ещё год назад жильцы узнали: сделать внутри подъезда хотя бы рельсы для колясок нельзя – слишком узко. Будут нарушены правила пожарной безопасности. Зачем тогда устанавливать пандусы, которые стоят десятки тысяч рублей, непонятно. Ведь от этого инвалидам удобнее не станет. Но есть городская программа, и пандусы, вне зависимости от того нужны они или нет, строиться будут.

"Все работы по обустройству пандусами в районе, а в Выхино у нас запланировано 286 пандусов на входную группу жилых домов, – до первого сентября 2010 года. Все работы будут выполнены в срок", – обещает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Управы района Выхино-Жулебино Нина Романова.

В домах более современных внутри предусмотрены места для подъёмников. На подъёмник недоброжелательно поглядывают практически все жители: в подъезде нет ни одного соседа с ограниченными возможностями, зато как минимум десять мам с маленькими детьми. Коляски они перетаскивают по узкой лестнице, а подъемник стоит без движения. По регламенту работы с ним будут завершены к концу лета.

"При приезде скорой помощи и выносе пострадавших, больных, тут очень неудобно выносить. Им приходится разворачиваться, крутиться, сами понимаете, каждая минута дорога для жизни", – объясняет Борис Кавынев.

А кроме этого доступность среды для инвалидов зависит от... отпусков сотрудников, которые управляют подъёмниками. Дистанционно включить устройство пока нельзя – нет необходимой системы. Поэтому каждый раз, чтобы подняться, нужно вызывать человека с ключами.

"Так как сейчас пора отпусков, то у нас диспетчеров свободных нет. Мы не можем к вам подойти. С удовольствием бы, но..." – отвечает диспетчер инвалиду.

Свободный диспетчер всё-таки нашёлся, вместе с нашей съёмочной группой был представитель управы района. Он-то и продемонстрировал, как это работает.

В других районах ситуация похожая. Царицыно: подъёмники работают по настроению.

"Сколько я подаю заявок, сколько я его ремонтирую. Я жду по 15 по 20 минут, а они мне говорят: "Ты что у нас, один?" – рассказывает о своём общении с коммунальщиками, призванными облегчить жизнь инвалидов, Геннадий Федин.

По официальным данным московской соцзащиты, город приспособлен для инвалидов примерно наполовину. 45 процентов – в этом показателе учитываются и почти нерабочие или бесполезные подъёмники и пандусы. По прогнозам московских властей, окончательно доступной Москва для инвалидов должна стать к 2013 году. Когда на самом деле – предсказать невозможно.