Русский "Протон"

"Протон" – самый востребованный носитель в мире. Безупречный на этапе выведения, точный по доставке на орбиту. Поэтому всё чаще иностранные заказчики предпочитают русский "Протон". На этот раз "Протон" вывел на орбиту американский спутник Sirius F5. Это был уже трёхсот шестидесятый пуск ракеты.

"Протон" – самый востребованный носитель в мире. Безупречный на этапе выведения, точный по доставке на орбиту. Поэтому всё чаще иностранные заказчики предпочитают русский "Протон". На этот раз "Протон" вывел на орбиту американский спутник Sirius F5. Это был уже трёхсот шестидесятый пуск ракеты.

- Мы на месте выпуска. Ждём. Принято. Через минуту пускаем.

Метеостанция Байконура работает круглые сутки. В пусковую ночь метеорологи надувают и запускают четыре, а то и пять воздушных оболочек – гелиевых шаров. Показатели силы ветра, направления и давления – для успешного пуска необходимы. Без такого шаропилотного зондирования ракета не полетит. Даже самая мощная.

"Без наших данных ракеты не летают, всем нужен ветер по высотам", – говорит специалист отдела метеорологических наблюдений КЦ "Южный" Елена Лобазова.

В эти дни с космодрома Байконур стартовала самая мощная ракета России "Протон-М". На этот раз тяжёлый носитель вывел на орбиту американский спутник Sirius F5. Это трёхсотшестидесятый пуск ракеты "Протон" – юбилейный.

- Радостно, что хорошо полетела.

"Протон" вывозят под покровом темноты, всегда в одно и то же время. К рассвету ракета как раз добирается к старту. Здесь, как слаженный механизм, работают испытатели. Раньше их называли боевым расчётом, словно в напоминание о прежних боевых задачах ракеты. Сегодня это совместный расчёт.

- Сорок первый, провести предварительное совмещение опор.
- Есть провести предварительное совмещение опор.

"От момента вывоза до момента пуска проходит как минимум четверо суток, пять дней расчёты трудятся, чтобы подготовить ракету и удачно её запустить", – поясняет заместитель начальника Центра испытаний Юрий Неверов.

У каждой ракеты своя башня обслуживания. У "Протона" особая огромная конструкция, со своей железной дорогой, дизельной лебёдкой и кабиной управления. Два водителя, скорость – два метра в минуту.

Приближаясь к стартовому столу, башня будто обнимает ракету, запуская кабели и провода. Холодные ночи Байконура опасны для космического аппарата. Чтобы спутник не вышел из строя, под обтекателем поддерживается постоянная температура.

56 метров, головная часть ракеты-носителя "Протон". Сейчас спутник под головным обтекателем и защищен вот этими термочехлами. Но есть одна секция свободная, вот она. На самом деле, под этим люком высокочастотная антенна, которая даёт возможность заказчикам связываться со своим спутником через любые расстояния, ежесекундно.

Вот так, болт за болтом перед пуском завинчиваются все люки. Герметично проклеиваются все стыки. Огромная машина собирается и готовится к пуску вручную. Когда на кону космические задачи, автоматика не заменит человеческого контроля.

- Я вижу, как он операцию выполняет, если что-то не так, я его поправлю.

"Протон" – ракета жидкостная. Горючее – гептил, окислитель – амил. Агрессивные, мощные компоненты топлива. Заправка – особая операция. Сначала баки наполняют воздухом, потом продувают все магистрали.

"Она пустая – слабая. Чтобы жёсткость создать, рассчитано по технологии, какое должно быть давление, чтобы создать упругость. Вот мячик мягкий, надуешь, он твёрдый, так и ракета тоже", – говорит Владимир Токарев, руководитель работ на стартовом комплексе.

- Всё, сброс сделан, сейчас будем поднаддувать.

Тяжёлая российская ракета "Протон" способна поднять на низкие орбиты до 20 тонн полезной нагрузки. Три ступени. Первая – та, что отрывает ракету от Земли, шесть топливных баков. Вторая, как раз с надписью "Протон", работает до стратосферы – двадцатикилометровой высоты. Потом включается третья ступень. А дальше – работа разгонного блока "Бриз-М". Он с невероятной точностью, как говорят ракетчики, паркует спутник на орбите.

- Орбитальный комплекс в составе КА и разгонного блока "Бриз-М" выведен на суборбитальную траекторию. Репортаж окончен.

Безупречный на этапе выведения, точный по доставке на орбиту – "Протон" самый востребованный носитель в мире. Поэтому всё чаще иностранные заказчики предпочитают русский "Протон".