Выбраться из заточения. Образование для детей-инвалидов

У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями, обратил внимание президент в своем Послании
У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями, обратил внимание президент в своем Послании
В России проблема интеграции инвалидов в жизнь общества – одна из острейших. Не случайно президент отдельно остановился на ней в своем Послании Федеральному собранию. Что государство планирует сделать для одной из самых уязвимых категорий населения и о том, что делается уже сейчас?

Сегодня – Международный день инвалидов. Генассамблея ООН провозгласила его 18 лет назад, чтобы привлечь большее внимание к нуждам людей с ограниченными физическими возможностями. В России проблема их интеграции в жизнь общества – одна из острейших. Не случайно президент отдельно остановился на ней в своем Послании Федеральному собранию. Что государство планирует сделать для одной из самых уязвимых категорий населения и о том, что делается уже сейчас?

Катя Ткаченко – без пяти минут выпускница университета. В январе ей предстоит защита диплома по специальности "Бухгалтерский учет и аудит". Это выглядит чудом – девушка из деревни, чью свободу передвижения ограничивает недуг, теперь станет высококлассным специалистом.

"У меня ограниченные физические возможности, я не могла ездить на занятия в университет, – рассказывает девушка. – Мне просто давали пакет лекций и учебников на диске и в течение полугода, я должна была их обработать и сдать. Конечно, это для меня – выход".

Такие случаи – пока исключение. Правило другое – дорога и к высшему, и к среднему образованию для людей, чьи физические возможности ограничены, если не закрыта совсем, то трудна и мучительна. Об этом в своем послании к Федеральному собранию говорил президент страны:

- У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями. Излишне добавлять, насколько остро эта проблема стоит для детей. Даже поездка в школу для ребенка-инвалида часто превращается в пытку. Найти автобус, приспособленный для перевозки детей с нарушениями опорно-двигательной системы, опорно-двигательного аппарата, – целая проблема. Подъем на колясках в жилых домах, в учреждениях, чаще всего он просто невозможен".

Сколько художественных, спортивных, научных талантов так и умерли в четырех стенах типовых квартир только потому, что талантливые люди не могли эти стены покинуть! Это – не просто личные потери, это потери для потенциала всей страны.

"Многие из тех, кто имеет ограничения по здоровью, достигают самых высоких спортивных и творческих результатов, составляя поистине славу России, – заметил Дмитрий Медведев. – Один из таких примеров – блестящие результаты наших паралимпийцев. Но такое происходит скорее наперекор обстоятельствам, а не благодаря системным мерам, предпринятым государством и обществом. Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы "Доступная среда".

6 лет назад в стенах Оренбургского госуниверситета начали эксперимент – здесь организовали новый факультет дистанционного обучения. Учебники и методички – на дискетах. Контрольные получают по электронной почте и также отправляют на проверку. С педагогом общаются по телефону или Skype. И сессия – не по календарю, а когда студент готов. Правда, после получения диплома им устроиться на работу практически невозможно.

"Приходится прямо-таки умолять работодателей, потому что не секрет, что в нашем обществе пока отсутствует как норма отношение к инвалиду такое же, как ко всем остальным специалистам", – рассказывает ведущий специалист отдела содействия трудоустройству выпускников университета Ирина Кислова.

140 студентов с ограниченными возможностями, сейчас на пути к получению диплома Оренбургского университета. Здесь надеются, к тому времени, когда эти студенты сдадут госэкзамены, работодатели поймут – такие работники, если и отличаются от остальных, то лишь большей внимательностью, ответственностью и упорством.

"Под каждого такого студента создается индивидуальная программа, – рассказывает ректор университета Владимир Ковалевский. – Мы учитываем особенности каждого и стараемся, чтобы они получили знания без дополнительных нагрузок на организм".

Женя Томин учится уже 6 лет, но пока он еще студент 4-го курса. Здесь – это нормально. Педагоги знают – этот студент мог бы даже опережать программу, если бы по многу месяцев не проводил в больнице.

- В принципе, я мог бы из дома вообще не выходить. Делать все задания дома на компьютере и отсылать по Интернету сюда.

Стас Тюриков начал выходить на улицу совсем недавно. Больше трех лет он был прикован к инвалидному креслу. Да и сейчас каждый шаг – это страшная боль. Станислав – будущий специалист в области муниципального управления. И, когда он станет чиновником, то, скорее всего, будет решать проблемы инвалидов. Впрочем, рабочее место еще нужно найти.

"Буду, конечно, стараться устроиться на работу, но проблема в том, что даже если есть образование, но нет опыта работы, мало куда можно устроиться", – сетует юноша.

Студент деликатно обходит тему дискриминации инвалидов при трудоустройстве. А то, что она реально существует, знают в отделе по трудоустройству студентов. Сюда поступают сотни заявок на молодых специалистов. Только в этом году отдел дал направления на работу почти тысяче своих выпускников-инвалидов среди них – единицы.

Виртуальная дорога к диплому для студентов с ограниченными возможностями оказывается порой гораздо легче, чем реальная дорога в университет. Здание строилось в те времена, когда о пандусах, подъемниках и поручнях просто не думали. Впрочем, и эти барьеры кое-где уже можно преодолеть. Жаль только, что подобных примеров – единицы.