Дело Тихонова и Хасис: все стороны процесса хотят открытого суда


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Громкое дело об убийстве известного адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой начал во вторник рассматривать Мосгорсуд. По версии следствия, с адвокатом расправились за его антифашистскую деятельность, а от Бабуровой избавились, как от свидетеля.

Громкое дело об убийстве известного адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой начал во вторник рассматривать Мосгорсуд. По версии следствия, с адвокатом расправились за его антифашистскую деятельность, что касается Бабуровой, то от неё решили избавиться, как от ненужного свидетеля. Обвиняемые свою вину отрицают и намерены просить о рассмотрении дела судом присяжных.

Если бы не обстоятельства – конвой, зал суда, гособвинители, скамья подсудимых за бронированных стеклом, их можно было бы принять за молодую семейную пару. Никита Тихонов и Евгения Хасис и до ареста тесно общались, а уже находясь в заключении, объявили, что собираются пожениться. И сегодня казалось, что само судебное заседание обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистики Анастасии Бабуровой волнует гораздо меньше, чем тот факт, что они, наконец, увидели друг друга, потому что сидят в разных изоляторах.

19 января 2009 года. Последняя конференция адвоката Станислава Маркелова, Анастасия Бабурова что-то быстро помечает в своем коммуникаторе. Через полчаса их расстреляют на Пречистенке. Станиславу Маркелову стреляют в голову, почти в упор. Анастасия Бабурова попыталась задержать преступника, он стреляет и в нее. Сразу же многие заметили такую деталь: пресс-конференция проходила в Барыковском переулке, он соединяет Пречистенку и Остоженку. Место тихое, кругом проходные дворы, неподалеку Арбат, и есть куда убежать.

Убийца расстрелял адвоката в публичном открытом месте – на глазах у десятков прохожих. По сути, это была казнь, и следователи уверены, что им удалось доказать: это дело рук Никиты Тихонова и Евгении Хасис – оба они члены неонацистской организации.

По мнению следствия, непосредственно во время убийства роли распределялись так: Никита Тихонов поджидал адвоката Маркелова в начале Пречистенки, неподалеку от метро "Кропоткинская", а Евгения Хасис следила за адвокатом от независимого пресс-центра и сообщала своему товарищу о всех передвижениях Маркелова. О том, что с ним будем идти журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова, убийцы, конечно, заранее не знали, но, даже увидев журналистку вместе с адвокатом, от своего первоначального плана не отказались.

Убийство как месть неонацистов адвокату Маркелову с самого начала было одной из основных версий. Маркелов как правозащитник неоднократно призывал обратить внимание на усиление ультраправых настроений в молодежной среде. Как адвокат он представлял интересы семьи Эльзы Кунгаевой в деле полковника Буданова (Прим. – Юрий Буданов был приговорен к 10 годам заключения за убийство чеченки Эльзы Кунгаевой, отсидел восемь с половиной лет и был освобожден условно-досрочно 15 января 2009 года), а также защищал членов молодежных антифашистских организаций.

Как вышли на след Тихонова и Хасис, официально не сообщается. Но задержали их в ноябре 2009 года. По некоторым данным, для этого оперативники допросили десятки неонацистов, были проверены данные телефонного биллинга, за возможными убийцами следили в Интернете. Никиту Тихонова смогли выманить с Украины, где он укрылся после убийства и жил по поддельному паспорту.

"Были изъяты и тщательно изучены записи с камер видеонаблюдения, установленных как на самой улице Пречистенка, где были убиты Маркелов и Бабурова, так и на прилегающих к ней улицах, а также со входа на станцию метро "Кропоткинская", на которую спустился стрелявший после совершения убийства", – сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Почти все нацистские организации имеют залы для тренировок, а на природе изучают огнестрельное оружие, рукопашный бой и минно-взрывное дело. Среди ультраправых групп самыми опасными считаются так называемые автономщики. Это сплоченные нацистские ячейки по 5-7 человек, которые встречаются лишь для того, чтобы совершить очередное нападение на иностранцев.

Большинство нераскрытых жестоких преступлений против приезжих как раз на счету таких групп. В такую же группу входили, по всей видимости, и Тихонов с Хасис. Впрочем, подробности дела и доказательства в Мосгорсуде сегодня не разбирали. Обсуждали вопросы, скорее, технические. Решали, кто будет рассматривать дело по существу – присяжные или обычный состав суда, и пройдет ли дело в открытом режиме или закрытом. В Следственном комитете, впрочем, замечают: несмотря на начавшийся процесс, мероприятия по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой еще продолжаются. Во-первых, у подсудимых могли быть сообщники, и сейчас их по-прежнему ищут, а во-вторых – подсудимые могли готовить и другие преступления, потому что при аресте у них были изъяты оружие и взрывчатка.

Как стало известно во второй половине дня во вторник, процесс по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой пройдет в Мосгорсуде в открытом режиме. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил представитель родителей погибшей журналистки Владимир Жеребенков. "Все стороны по делу выступают за открытый процесс. На предварительных слушаниях не было заявлено ходатайств о закрытии процесса", – сказал он. Адвокат пояснил, что сегодня защитники подсудимых заявили ряд ходатайств об исключении доказательств из материалов дела, в том числе, они просили исключить признательные показания обвиняемого Никиты Тихонова, от которых он затем отказался.