Режиссеру русского умного кино – 60 лет

Всемирно известному кинорежиссеру Александру Сокурову исполняется 60 лет. Его уже поздравили президент и премьер-министр. В биографии Сокурова почти полсотни художественных и документальных фильмов. Но далеко не у всех счастливая судьба.

Всемирно известному кинорежиссеру Александру Сокурову исполняется 60 лет. Его уже поздравили президент и премьер-министр. В биографии Сокурова почти полсотни художественных и документальных фильмов. Но далеко не у всех счастливая судьба: до перестройки картины Сокурова клали на полку советские цензоры, а в наши дни многие из его лент не выходят в широкий прокат в России, хотя за рубежом регулярно получают престижные награды.

Александр Сокуров – на съёмочной площадке картины "Фауст". До мелочей выстраивает кадр, проговаривает роли с актёрами второго, третьего плана, присутствует на гриме. Он работает так, словно сам уже не раз прожил каждый, ещё не снятый эпизод будущего фильма. Для этого режиссёра кино – по-прежнему, не индустрия, а искусство.

"Здесь синего слишком много, сильно страшно", – даёт советы по освещению съёмочной площадки Александр Сокуров.

"Фауст" Сокурова, без сомнений, снова станет событием в мире кинематографа.

Прогресс одной из самых технологичных отраслей едва поспевает за мыслью и видением режиссера. "Фауст" снимали на только что выпущенную кинотехнику. Специально для этого фильма в единственном экземпляре изготавливали объективы.

"Техника – это только инструмент. Чем глубже будет спрятана техническая и эстетическая позиция, тем лучше", – провозглашает своё творческое кредо народный артист России, режиссёр и сценарист Александр Сокуров.

"Русский ковчег" (2002 год) – лента, поразившая мир. Полнометражный полуторачасовой исторический фильм снят без единой склейки в интерьерах одного из главных музеев страны – Эрмитаже.

"Таким людям нужно давать деньги вперёд потому, что они делают то, что станет произведением искусства. Но у нас этого не понимают", – сокрушается заслуженный артист России Леонид Мозговой.

Александр Сокуров снял 16 игровых и 30 документальных фильмов. Нередко его картины приостанавливались или вовсе закрывались. В России сложно найти людей, готовых инвестировать в умное кино. Парадокс, но режиссёра, фильмы которого зачастую не выходят в широкий прокат на родине, овацией встречают на главном европейском кинофестивале – в Венеции.

Уже в сентябре он снова приедет в Венецию представить "Фауста", над которым сейчас продолжает работу в Петербурге. Александр Сокуров никогда не отмечает дни рождения. Но давно определился с подарком, который станет для него самым дорогим.

"У меня есть много картин, которые в моём Отечестве никогда не показывались. Которые были в прокате во многих странах мира, а я не могу уговорить выпустить на DVD многие мои фильмы. Государство их никак не показывает, никак с ними не работает. Если бы мне вернули всё, что я сделал, я смог бы найти им применение. В эти картины вложен труд множества людей, моих коллег. Многих уже и в живых, наверное, нет. Я бы очень хотел, чтобы мои соотечественники посмотрели, на что способны их художественные мастера", – мечтает Александр Сокуров.

В свои 60 лет Александр Сокуров считает, что пока недостаточно сделал и ещё многому предстоит научиться. В ближайших планах франко-немецкая картина о Второй мировой войне. Этот фильм русский режиссёр будет снимать в Лувре.

Александра Сокурова, который родился в деревне Иркутской области, получил образование в Московском ВГИКе, сейчас воспринимают не иначе, как коренного петербургского режиссера. Ведь в своих фильмах он всему миру рассказал правдивую историю города на Неве. Так, словно прожил здесь все века со дня его основания.