Еженедельная программа Вести.net от 26 ноября 2011 года

Россию назвали лидером нелегальной сетевой индустрии. "Эксмо" готов судиться с "Яндексом". – Цукерберг подарит своим фанатам "фейсбук (запрещена в РФ)офон". А пользователям "ЖЖ" замерят "карму". Исследователи Ericsson рассказали о мобильности общества. "Одноклассников" можно будет найти через поисковик.

Привет, планета! С тобою снова программа Вести.net. Мы записывали студию в кинотеатре “Пушкинский”, в разгар подготовки к церемонии “Премия Рунета”. То есть, не обращайте внимания на фон. Но не придти сюда мы не могли. Что бы там ни говорили, "Премия Рунета" – главное событие такого рода в России. Но начнем мы с того, как Рунет во многом воспринимают извне. С одной стороны – лестно, с другой...

"Почему русские – идеальные киберпреступники?" – статья с таким заголовком вышла в минувший вторник в онлайн-газете Moscow News. Ее автор – небезызвестный блогер и профессор университета Нью-Йорка Марк Галиотти. Он приводит такую статистику: Россия, при своей мизерной (меньше процента) доле на мировом IT-рынке, генерирует более трети мирового дохода от нелегальной деятельности в Сети.

Основная причина такого положения дел, по мнению Галиотти, в том, что в России множество прекрасных IT-специалистов, которых с удовольствием берут на работу по всему миру, но в нашей стране – в силу неразвитости рынка – их труд не востребован. Почему же тогда они не едут работать за границу? Галиотти приводит доводы из области конспирологии: якобы подготовка хакеров контролируется спецслужбами, а у ФСБ даже есть лагерь для тренировки киберпреступников, почему-то под Воронежем.

Впрочем, у экспертов из "Лаборатории Касперского" есть несколько иная версия. "Сейчас ситуация другая, сейчас люди, которые в России создают вирусы, целенаправленно выбирают именно этот путь, поскольку те деньги, которые они способны заработать созданием вирусов, значительно превосходят все равно те финансовые возможности, которые они могут получить, работая где-то легально", – рассуждает главный антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Александр Гостев.

Статью Галиотти с удовольствием перепечатывают западные издания. Между тем, она, как отмечено в сноске к первоисточнику, является личным взглядом автора, причем взглядом "извне".

На деле все гораздо сложнее. Во-первых, статистика, которой оперирует Галиотти, включает в себя данные за 2010 год. Вышла она в минувшем апреле и составлена российской компанией Group-IB, занимающейся частным расследованием различных сетевых инцидентов. И в исследовании указанные выше данные относятся не только к России, но и ко всем странам СНГ.

В Group-IB заявили, что статистика эта уже устарела. Впрочем, сейчас дела обстоят гораздо хуже. В подтверждение этому – слова Богдана Вовченко, пресс-секретаря компании Group-IB: "В нынешнем году показатели рынка компьютерной преступности в России продолжают расти. Они увеличиваются, и увеличиваются за счет роста количества инцидентов в системах интернет-банкинга. Соответственно, суммы, которые воруются российскими хакерами, приблизительно равняются трем миллионам рублей за один такой инцидент. Таких инцидентов мы фиксируем ежедневно в районе 20-30 штук".

Банковские махинации, о которых рассказали нам в Group-IB, наносят серьезный ущерб. Они просто выводят деньги из легальной российской экономики в пресловутую "тень". Очевидно, никаких налогов с них не платят.

Кроме того, называя Россию локомотивом нелегальной сетевой индустрии, Галиотти почему-то лишь вскользь говорит про Китай, который захватил почти все остальные две трети нелегального бизнеса, и совсем не указана Бразилия, которая за минувший год успела произвести настоящий прорыв в области киберпреступлений.

Нарисовав всю эту картину, и не представляя себе жизни в России, легко увидеть какого-то заснеженнного Мэдмакса, с мерзлыми хакерами на упряжках. Как в этой системе вещей можно судиться по поводу прав на книги в сети, не ясно. Но судятся.

Издательство "Эксмо" подало иск против "Яндекса". Об этом сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на базу Арбитражного суда Москвы. Речь идет о старых претензиях "Эксмо", связанных с сайтом издательства "Алгоритм-книга". На нем оказались в свободном доступе произведения, права на которые принадлежат "Эксмо". Тогда издательство обратилось к "Яндексу" с требованием убрать ссылки на сайт из поисковой выдачи.

"4 ноября мы ответили на это обращение, разъяснив, что если обладатель исключительного права обратится с требованием непосредственно к лицам, разместившим произведение, как это предусмотрено Гражданским кодексом, то в случае удаления информации с сайта-источника, такая информация не будет найдена и поисковой системой", – рассказал пресс-секретарь компании "Яндекс" Очир Манджиков.

Отметим, что в ответ на претензии "Яндекс" отправил "Эксмо" договариваться с администрацией "Алгоритм-книги", и издательству это удалось. Ссылки с сайта убрали. Но теперь "Эксмо" утверждает, что пиратские ссылки все еще можно найти в "Яндексе". И на этот раз требует от компании не только убрать их, но и выплатить денежную компенсацию – правда, в небольшом объеме, всего 50 тысяч рублей.

В "Яндексе" с текстом нового иска еще не ознакомились, но позиция компании остается неизменной. Результаты поиска цензурировать там не намерены. Кстати, прямо противоположную политику проводит Google. Он по первому требованию правообладателей убрал из выдачи все упоминания об "Алгоритм-книге".

Вообще, у компании достаточно объемный черный список запрещенных сайтов, компанию российскому издательству там составляют такие торрент-гиганты, как Pirate Bay, 4shared, Filesonic и Fileserve. Последние три были добавлены в "блэклист" на этой неделе.

Кто там кому и что должен, пока непонятно, в подробностях будем разбиратьсяв эфире "Вестей-ФМ", в воскресенье, в программе “Интернет-кафе "Соб@ка”. А пока что – отголоски прошлого эфира "собаки", в котором вечный Антон Носик рассказывал о своем вечном возвращении в ЖЖ.

Антон Носик вернулся в SUP, компанию, которая владеет блоговой площадкой Livejournal.com, более известной в Рунете, как "Живой журнал" или "ЖЖ".

Ранее здесь же Носик руководил службой блогов. Сейчас он будет исполнять обязанности медиа-директора SUP Media. То есть, будет заниматься всеми активами компании – и "ЖЖ", и Газетой.Ru и Чемпионатом.Ru и другими сайтами, которые существовали до сих пор в рамках одного холдинга, но без какой-то единой стратегической направленности, что, вероятно, и попробует исправить Носик.

И это не единственная новость, благодаря которой "Живой журнал" оказался в заголовках онлайн-СМИ. Сразу несколько ключевых изменений ожидают "ЖЖ" в ближайшее время. Во-первых, на посту руководителя Livejournal Russia Светлану Иванникову сменяет Илья Дронов (в "ЖЖ" известен под ником igrick). И управление сервисом он начал с решения о том, что со страниц дневников на LiveJournal уберут всю рекламу, до сих пор раздававшуюся централизовано. То есть исчезнут баннеры со страниц, независимо от вида аккаунта пользователя.

Но при этом, как рассказал Антон Носик нашим коллегам с Вестей.FM в программе "Интернет-кафе "Соб@ка", будет легализована реклама, которую будут размещать сами блогеры.

"Мы, "Живой журнал", – как сторона в пользовательском соглашении – не ограничиваем пользователей "Живого журнала" в возможности и праве размещения на своей странице рекламы любого рода, – сообщил медиа-директор SUP Media Антон Носик. – Банеры, там контекст. Законодательство РФ еще никто не отменял, и если ты будешь рекламировать там наркотики, то придем к тебе не мы, а придут к тебе покупатели, а потом странные люди, которые скажут: "Мы – милиция и хотим тебя "крышевать".

Впрочем, предлагать размещение будет внутреннее рекламное агентство компании SUP, а вот реклама, которая появится в комментариях к чужим записям, по-прежнему будет считаться спамом и удаляться.

Вторым решением нового руководства платформы стало изменение учета рейтинга авторов, который теперь будет считаться по "социальному капиталу" блогера или, другими словами, по его "карме". Такой способ используется на сайтах dirty.ru , Leprosorium.ru и технологической блог-платформе Habrahabr.

"Когда у тебя есть форум, а на нем десятки тысяч читателей, и все они обладают правом высказывания, то есть среди них тупые, и глаза бы наши их не видели, а есть такие, которые когда говорят, и хочется, чтобы они говорили еще, – пояснил Антон Носик. – И пользователи, голосуя за каждое высказывание друг друга, добровольно голосуя, они таким образом повышают или понижают "карму" различным участникам обсуждения".

"Карма" пользователя будет зависеть от его отношений с другими блогерами сети – от количества друзей, комментариев, перепостов, отклика на записи. И, по словам Ильи Дронова, после введения нового рейтинга, топ-10 блогеров "ЖЖ" по составу практически не изменится.

Еще одно решение – смена дизайна, который не обновлялся с 1999 года. Новым внешним видом занимается "Студия Артемия Лебедева". То есть фактически осовремениванием "ЖЖ" – приведением его в соответствие нормам XXI века – будет заниматься юзер.

Тема – сам активный и очень популярный блогер именно этой платформы, который четко понимает нужды пользователей. Правда, первые картинки нового дизайна вызвали у интернет-аудитории, скорее, разочарование, потому что они не обнаружили ничего революционно нового.

По словам Носика, цель – сохранить знакомый интерфейс, но сделать сервис более современным и функциональным. Дизайн будет меняться постепенно вместе с переходом на технологию Ajax, обеспечивающей загрузку веб-страниц по частям. Эту технологию активно используют такие платформы, как Facebook (запрещена в РФ), Twitter, "ВКонтакте".

По идее, Ajax должен избавить пользователей "ЖЖ" от необходимости ждать перезагрузки страниц при выполнении ряда действий, в частности, добавления новых комментариев.

А вот новости посвежее, не дозревавшие, как лайвджорноловская, целую неделю. "Одноклассники" открываются поисковикам.

"Одноклассники" откроют страницы пользователей для поисковых систем. Об этом рассказали в среду на пресс-конференции в Москве. Уже со среды страницы индексируются в поисковике Mail.ru, примерно через неделю – найти одноклассников можно будет в "Яндекс", чуть позже – в Google. Причина такой отсрочки – чисто техническая. Серверы не выдержат нашествия сразу трех роботов-поисковиков.

Индексируется только ограниченный набор данных о пользователе: это имя, пол, возраст, фотография профиля и количество сообществ, в которых он состоит. Как сообщили в компании, до начала индексации пользователи должны получить уведомление с предложением скрыть свои личные данные.

Это опыт предшественников – "ВКонтакте" так не сделал и оказался в центре скандала. Впрочем, индексация "Одноклассников" уже началась, а вот уведомления, посетив запылившиеся профили "Одноклассников", мы так и не обнаружили. В почте его нет. На сайте – тоже. Руководство ресурса обещает также ввести расширенные настройки приватности – пользователь сможет скрывать от поисковиков и посторонних свои личные данные, вплоть до отдельных фотографий. Однако эти настройки появятся лишь к новому году.

Кстати, представители "Одноклассников" также похвастались интеграцией ресурса с собратом по Mail.ru Group – "Мой мир". На минувшей неделе пользователям, у которых есть аккаунты в обеих соцсетях, предложили их связать. И этим предложением воспользовались почти все, кто его получил – более 10 миллионов человек. Это значит, что пользователь подтверждает, что оба аккаунта принадлежат ему, а в недалеком будущем он получит возможность размещать статусы, фотографии и прочее – одновременно в двух соцсетях одним нажатием кнопки.

Как поют "Кирпичи" – а сейчас будет “соло”. То есть после сюжета должно быть интервью с главой "Одноклассников" Ильей Широковым, но мы крайне ловко уничтожили эту запись при копировании с камеры. Так что расскажу на словах – "Одноклассники" считают, что год провели исключительно хорошо: 91 миллион подтвержденных эккаунтов, 7 миллионов ежедневных визитов только на мобильной версии, да еще и – это был самый смешной момент разговора, соцсетью неожиданно заинтересовались узбеки. Аудитория оттуда за полгода удвоилась. Прибавка невелика – 500 тысяч, но если учесть население страны – 30 миллионов, – то это чем не бизнес-поле?

А теперь – к нашей любимой теме последнего времени – смартфонам настоящего и будущего. Пользователи Facebook получат свой телефон. По информации онлайн-издания All Things Digital, социальная сеть номер один собирается выпустить собственный смартфон.

По предварительным данным, называться "фейсбук (запрещена в РФ)офон" будет Buffy — в честь героини известного сериала про вампиров, очевидный намек на предстоящие баталии с Google и Apple. Производителем-партнером называют HTC.

Появится "фейсбукофон" на прилавках нескоро — не раньше конца следующего года. Согласно данным All Things Digital, работать смартфон будет под управлением Android. Правда, на Buffy будет стоять модифицированная версия этой операционной системы.

Информация о Buffy – не первый слух, окружающий мифический "фейсбукофон", над которым якобы последние годы работает компания Марка Цукерберга. И, несмотря на то, что некоторые данные все-таки подтверждались, назвать эти устройства полноценными "фейсбукофонами", все-таки сложно.

Речь, в первую очередь, о двух ранее выпущенных HTC смартфонах Salsa и ChaCha – трубках, ориентированных на молодежную аудиторию, и чья интеграция с социальной сетью заключалась в наличии специальной кнопки, позволяющей быстро публиковать сообщения и делиться фотографиями.

Еще один неудавшийся "фейсбукофон" – продукция компании INQ Mobile. Трубки, которые так же работали на модифицированном Android, стартовый экран телефона давал доступ к некоторым часто используемым функциям Facebook.

Как утверждают авторы техноблога, в случае Buffy интеграция с соцсетью будет более тесная. Ключевым моментом станет поддержка HTML5 – вернее, мобильной платформы самого Facebook, построенной с использованием этого языка программирования.

Первая информация о том, что социальная сеть работает над собственной платформой, появилась несколько лет назад. Речь о мифическом проекте Spartan. И хотя официального подтверждения так и не последовало, очевидно, что в Facebook не прекратили соответствующие разработки.

Когда месяц назад социальная сеть выпустила долгожданное приложение для iPad, в тени этого события осталась другая сопутствующая новость. А именно возможность запуска веб-версий приложений соцсети. В случае, если соответствующие программы не установлены у пользователи и их нет в Apple Appstore.

Несмотря на эту схему, расплачиваться внутри игр при помощи валюты соцсети — Facebook Credits – нельзя, так как все покупки в "яблочных" приложениях должны идти через Apple. Такая же ситуация и в случае использования Android Market. Но, выпустив Buffy, Facebook может попытаться обойти это ограничение. И хотя телефон будет построен на операционке Google, ничто не мешает Facebook не использовать их магазин и Android-приложения как таковые, а попробовать убедить разработчиков делать html-версии своих программ, перераспределив денежные потоки в свою сторону.

На этом, кстати, история с фэйсбукофоном на этой неделе не закончилась. В том, что "фейсбукофон" (с кодовым именем Buffy) когда-нибудь появится, сомнений, кажется, уже не осталось ни у кого, и теперь пользователей интересует, как он будет выглядеть.

О самом аппарате говорить сложно – его, скорее всего, пока просто нет в природе. А вот операционка, сильно модифицированный Android, по слухам, как две капли воды похожа на последнюю версию приложения Facebook для iPhone. Об этом сообщил порталу Business Insider один из разработчиков ОС для Buffy.

Как пишет издание, он, увидев интерфейс приложения, был просто поражен. В частности, по словам разработчика, то, как новостная лента отодвигается вправо, открывая доступ к меню – вообще начисто скопировано с Buffy. Причем это считалось одной из эксклюзивных дизайнерских идей. Хотя трудно поверить, что разработчик одного из продуктов Facebook совершенно не в курсе того, как сделан другой продукт компании. Правда это или нет, покажет время. Когда мир увидит настоящую операционку для Buffy, можно только догадываться.

Еще одна утечка, которая досталась Business Insider – изданию удалось узнать, что "фейсбукофоны" изначально планировали раздавать совершенно бесплатно. По плану Facebook, окупаться аппараты должны были за счет рекламы. Однако когда в компании подсчитали, что производство одного смартфона обойдется примерно в 700 долларов, от этой идеи отказались.

Кроме того, изначально в Facebook хотели продавать аппараты без контрактов – как все телефоны в России. Но эта затея также была признана провальной – американцы не привыкли покупать сим-карты отдельно от телефонов.

Возвращаясь к смартфонным сюжетам прошлой недели – помните, я рассказывал вам об удивительном изделии Samsung Galaxy Note, с экраном аж в 5,3 дюйма, который мне не подошел, потому что пальцы мои коротки для такого телефона. Так вот, выяснилось, что подобную же штуковину делает Lenovo. Так что, люди с длинными или музыкальными пальцами будут довольны, на подходе целая череда смартшетов, то есть – плафонов.

И – общещанный отчет с форума Ericsson – о будущем, так сказать, Сети – с точки зрения тех, кто эти сети – не только Интернет – делает, ну, то есть аппаратуру для них.

Не так давно наша программа посетила исследовательскую лабораторию компании Ericsson в США. Представляем небольшой отчет об этой экскурсии. Лаборатория находится небольшом городке Сан-Хосе, на окраине Силиконовой долины. Как и положено гиганту телекома, здесь достаточно аппаратуры связи, представлен весь спектр оборудования, применяемого в сетях операторов. Но главное, чем занимается лаборатория, – изучение поведения пользователей этих сетей, то есть нас с вами. Как указано на рекламной страничке, для этого в год проводят до 80 тысяч опросов и интервью.

Специально к приезду российской делегации было подготовлено сравнительное исследование по трем странам – США, России и Украине. Тема – изменения в поведении потребителей за последние два года. И, как выясняется, изменения эти очень значительны даже в Америке.

"Два года назад доля смартфонов едва достигала десяти процентов, – рассказывает Шон Олби, глава лаборатории поведения пользователей Ericsson в Северной Америке. – Сейчас же уже доходит до 30. Операторы, в свою очередь, за это время обеспечили нормальное покрытие 3G, и сумма этих технологий привела к скачку в использовании сервисов мобильного интернета до 65 процентов за последние два года. Здесь и электронная почта, и соцсети, браузинг и геолокация".

Судя по всему, ровно такая же картина ожидает и Россию, а также Украину. На диаграммах видно, что в своих привычках потребления домашнего, широкополосного Интернета мы практически не отличаемся от американцев. Разве что в Украине броадбенда чуть меньше.

Но вот разительное отличие – ноут и нетбуков, а также планшетов в Штатах больше в разы. Американцы просто перенесли все свои привычки пользователя стационарного ПК на мобильные платформы. "Я думаю, в США гораздо больше пользуются электронной почтой. Мы, знаете, – такая нация е-мейла, – говорит Шон Олби. – В остальном привычки схожи. Разве что мы гораздо больше пользуемся Интернетом с мобильных устройств. Мы делаем на телефонах тоже самое, что и в обычных компьютерах, но на ходу".

Еще один интересный момент. Так называемая техноэлита – молодежь и делающие карьеру в хай-тек компаниях люди – совершенно одинаково пользуются Интернетом – как обычным, так и мобильным во всех странах. А вот большая часть населения что России, что Украины, пока живет в мире, который здесь называют первой фазой мобильности.

"В последние два года мы видим следующий феномен – люди со смартфонами привыкают к тому, что они “подключены” постоянно, – говорит Шон Олби. – Они используют многие приложения, но очевидно более всего – это обновление статусов соцсетей или обмен ММС. В России и Украине сейчас эти функции исполняет смс. На графиках видно, что у вас смс популярнее. То есть вы еще воспринимаете телефон, как устройство для голосовых звонков и смс. И это первая, так скажем, волна мобильности общества. Вторая волна – это восприятие смартфона как карманного подключенного компьютера. Здесь превалирует сетевое общение. А вскоре нас ждет третья волна – когда телефон взаимодействует со всем вокруг – с сетью, с аппаратами окружающих, с домашними устройствами – автомобилем, кассовым аппаратом и так далее".

До этой третьей фазы не добрались еще и в Америке. Только-только начинаются эксперименты с мобильными бумажниками, чипами NFC. Не так уж быстро растет потребление мобильного видеоконтента, и именно здесь многие видят будущие прибыли. Дело в том, что телевидение и кино люди по-прежнему воспринимают как нечто, потребляемое в гостиной комнате, у большого экрана. И включение мобильных устройств в эту экосистему гостиной кажется очень перспективным.

Нужно заметить, что такое будущее видится не только Ericsson. В инновационном центре Vodafon нам показывали до нельзя похожую систему, которую оператор надеется продать своим клиентам. Очевидно, что эту услугу скоро попытаются предложить и в России. Интересно – когда? А далекое будущее в Ericsson представляют себе совсем уж странно – как мобильную интернет-дружбу человека со своими же вещами.

Встретимся в следующие выходные, итоговая программа Вести.net прощается с вами, смотрите наши ежедневные короткие выпуски. Планета, пока!