Фестиваль "Возвращение": музыканты удивили неизвестными произведениями

В столице завершился фестиваль камерной музыки "Возвращение". Музыканты "возвращаются" уже в 15-й раз, с 1998 года, когда уехавшие за границу выпускники Консерватории и Гнесинского училища впервые решили встретиться и сыграть вместе.

В столице завершился фестиваль камерной музыки "Возвращение". Музыканты "возвращаются" уже в 15-й раз, с 1998 года, когда уехавшие за границу выпускники Консерватории и Гнесинского училища впервые решили встретиться и сыграть вместе.

Гобоист Дмитрий Булгаков и виолончелист Борис Андрианов пытаются попасть в родную музыкальную школу имени Гнесиных. Но в здание не пускают – реставрация. Альма-матер закрыли, вспоминают музыканты, кажется, сразу после того, как 15 лет назад в актовом зале они впервые провели свой Фестиваль камерной музыки "Возвращение".

- Здесь были такие ниши, в которых мы тусовались. Это было место встреч всех на переменах, после уроков. И мы проводили их в творческом обсуждении материала за весь день. Но потом Михаил Сергеевич решил это дело прекратить, чтоб там окурки не собирались!

Дмитрий и Борис с друзьями играли в оркестре "Гнесинские виртуозы". Руководил им директор школы Михаил Хохлов. Окончив десятилетку, Булгаков уехал учиться в Детмольд, Андрианов – в Любек. Там, за границей, встретили еще с десяток бывших однокашников и предложили им сыграть вместе. На родине.

"Я думаю, что была какая-то ностальгия по совместному музицированию, которое у них проявилось в тот момент, когда этого оркестра у них не стало", – считает заслуженный артист России, директор МССМШ имени Гнесиных Михаил Хохлов.

Основатели "Возвращения" – артисты, известные за границей больше, чем на родине. Сольное выступление Дмитрия Булгакова с Филармонией города Эссен транслировало немецкое телевидение, а камерный оркестр Кёльна записал с ним компакт-диск. Друг Булгакова, скрипач Роман Минц – выпускник Королевского музыкального колледжа в Лондоне – объездил с гастролями всю Европу и Америку. Сейчас живут и работают в России, преподают в той же Гнесинской школе. И ежегодно приглашают на фестиваль молодых российских артистов, которые строят карьеру за рубежом. В этот раз, например, Марию Эшпай, ставшую лучшей на британском фестивале North London. Пианистка уже полгода живет в Дании. Поступила в Академию музыки города Орхус, где является единственной русской аспиранткой.

"Там совершенно уникальное место. Консерватория огромная. И, в общем, спокойное место, где можно очень концентрированно заниматься, и есть все возможности для этого", – рассказывает пианистка Мария Эшпай.

"Возвращенцы" из Нидерландов, Италии и Франции репетируют "Народные песни" Лучано Берио. Арфистка Татьяна Осколкова – солистка башметовского оркестра "Новая Россия" – опаздывает. Дмитрий Булгаков, отложив гобой, пробует сыграть за нее.

Цикл обработок старинных песен Шотландии, Италии, Франции и Армении итальянский композитор в 1964 году подарил жене. Это произведение на фестивале исполняют впервые. Такова традиция – только новое. Возвращаться с пустыми руками запрещено. Партитуры артисты ищут в библиотеках всего мира. За 15 лет сыграли более 600 пьес, и ни одна не повторялась.

"Как мне сказал Дмитрий Булгаков: "У музыкантов же тоже есть совесть!" Они не позволят себе сыграть то, что уже играли", – вспоминает музыкальный критик Петр Поспелов.
Роман Минц готовится сыграть "Архитектонику" номер 4 эстонского композитора Эркки-Свен Тюура. Для ее исполнения он вместе с пианисткой Ксенией Башмет настраивает на сцене два синтезатора и электроскрипку.

"Произведение начинается как классическое и играется на акустических инструментах, после чего в определенный момент инструменты акустические меняются на электрические. Звонил композитору уточнить некоторые детали. И он мне сказал, что довольно редко это произведение вообще исполняется из-за вот этих самых сложностей", – объясняет художественный руководитель фестиваля "Возвращение" Роман Минц.

Сейчас "Возвращение" – мощная музыкальная организация. Выступления, мастер-классы для начинающих музыкантов – проект называется "Детский альбом" – благотворительные концерты в колониях для несовершеннолетних. В прошлом году провели конкурс композиторов. Из двух десятков сочинений лучшим признали пьесу Андрея Комиссарова с символичным для фестиваля названием "Бесконечное возвращение".

Свою репетиционную базу в Леонтьевском переулке участники фестиваля превратили в галерею искусств, которая называется так же – "Возвращение". И хотя открылась она всего год назад, здесь прошло уже шесть выставок, на которые выстраивались очереди.

Они все делают сами – даже афиши с программками печатают. На последней странице – "отдельное спасибо" Гундяю, Штрудзебляйхеру и Шурику.

"У нас на первых фестивалях даже были придуманы продюсеры. На самом деле тогда не было никаких продюсеров и директоров, а только музыканты, поэтому мы писали такие веселые фамилии с директорами и так далее. Ближе всего мне мой кот Шурик, которого я тоже там в конце обозначил", – смеется художественный руководитель фестиваля "Возвращение" Дмитрий Булгаков.

В этом году у фестиваля появились спонсоры. Вместо Рахманиновского зала на 250 кресел смогли арендовать Малый зал Консерватории, где мест больше раза в полтора. Сами музыканты по-прежнему выступают не за гонорар, а за возможность повидаться с друзьями.