На фестивале "Возвращение" – аншлаг

В Москве проходит юбилейный фестиваль камерной музыки "Возвращение". "Возвращаются" в 15-й раз, но никогда – к одному и тому же. С 1998 года, когда уехавшие за границу выпускники Консерватории и Гнесинского училища впервые решили встретиться и сыграть вместе, программы и произведения не повторялись.

"Пьесы для домашнего музицирования после обеда вместо фисташек, изюма и семечек" – так Гия Канчели подписал ноты Ксении Башмет. Среди них и эта знакомая мелодия – из фильма "Кин-дза-дза". Ксения разучила ее специально к фестивалю камерной музыки "Возвращение".

Издание собственных сочинений композитор подарил Ксении на фестивале "Эльба – музыкальный остров Европы", которым руководит ее знаменитый отец Юрий Башмет. На страницах – рисунки Резо Габриадзе. Подзаголовок – "Простая музыка для фортепиано" – обманчив.

"Получится, только если соблюдать темпы, которые безумно медленные. И соблюдать их очень трудно", – говорит сама пианистка.

Здесь, в этом предисловии напечатано, что даже если не хотите это все играть, то просто наслаждайтесь рисунками Резо Габриадзе. Здесь на каждой странице есть такие маленькие рисуночки.

"Возвращаются" в 15-й раз, но никогда – к одному и тому же. Ни разу не повторялись программы и произведения фестиваля – с 1998 года, когда уехавшие за границу выпускники Консерватории и Гнесинского училища впервые решили встретиться и сыграть вместе. С тех пор каждый год готовят публике сюрприз. Сейчас вот зрители нашли в креслах листы со стихами австрийского поэта Николауса Ленау "Песни тростника". Тот же тростник заставил петь и немецкий композитор Август Клугхардт. Правда, без слов.

В Малом зале Московской консерватории трио Клугхардта для гобоя, альта и фортепиано, слушают одновременно более четырехсот человек. А в XIX веке эта музыка предназначалась для узкого круга – максимум для 30 гостей.

"Нам понравилась эта музыка. На наш взгляд, она подходила к теме этого концерта – салонная музыка. То есть, музыка, написанная для домашнего или салонного исполнения. А композитор этот из плеяды малоизвестных композиторов-романтиков, которые под тенью Шумана, Брамса были не столь известны, но писали тоже прекрасную музыку", – рассказывает художественный руководитель фестиваля камерной музыки "Возвращение", гобоист Дмитрий Булгаков.

Пианистка Екатерина Апекишева окончила училище имени Гнесиных, в 90-е уехала учиться в Израиль, затем в Великобританию. Далее – головокружительная карьера: победа на престижном конкурсе пианистов в Лидсе, ангажемент Берлинской филармонии, премии Королевы Елизаветы, Лондонской филармонии и музыкального журнала Gramophone. Но каждый год Апекишева возвращается на родину – чтобы привезти "заграничные деликатесы" вроде Фантазии фа минор Моцарта, написанной для механического органа в часах и переложенной прославленным итальянцем Ферруччо Бузони для двух фортепиано.

И – как в этот раз – сыграть дуэтом с другом детства: с Яковом Кацнельсоном они знакомы с шести лет.

- Мы очень редко играем. И очень редко видимся.

- Но мы пересекались как-то на фестивале в Голландии.

- Да. Но мы там вместе не играли.

А вот скрипачка Алина Ибрагимова надеется, что фестиваль станет для нее стартом карьеры на родине. С 10 лет живущая в Лондоне Алина с успехом выступает в Альберт-Холле, а вот в России играет всего лишь во второй раз.

"В Москве я была на Декабрьских вечерах вот сейчас в декабре, и до этого – семь лет назад. Так что совсем нечасто. Я езжу сюда к родственникам. Я очень скучаю на самом деле по России. И всегда здесь очень хорошая атмосфера, и всегда здесь изумительные люди", – рассказывает она.

Аплодисменты в унисон и русское "Молодцы!" после "Браво!" – наверное, за этим и стоит вернуться. Ведь, говорят участники фестиваля, так тепло, как родной зритель, не встречает никто.

На фестивале "Возвращение" – аншлаг. Многие слушают концерт, стоя в дверях. Билеты раскупили за считанные дни. Места в партере стоили самое большее 600 рублей. Дело в том, что музыканты выступают бесплатно. А выручка от продажи билетов уходит на аренду зала.