Ирина Антонова. Юбилей удивительной женщины


фото ИТАР-ТАСС

Во вторник директор Государственного музея имени Пушкина Ирина Антонова отмечает юбилей. Ее энергии можно только позавидовать, и в то, что Ирине Александровне исполняется 90 лет, верится с трудом.

Во вторник директор Государственного музея имени Пушкина Ирина Антонова отмечает юбилей. В свое время именно она первой решилась показать жителям СССР полотна иностранных художников, которых раньше в Союз не привозили — Леже, Матисса, Пикассо. Позже Антонова сумела организовать в музее выставку "Джоконды" Леонардо да Винчи. В год Пушкинский музей проводит по 30-40 выставок, и почти все лично курирует Ирина Александровна. Ее энергии можно только позавидовать, и в то, что Антоновой исполняется 90 лет, верится с трудом.

Ирина Антонова говорит: "Как же не вовремя этот юбилей!" Бесконечные интервью — в день по пять-шесть — отвлекают ее от по-настоящему важных дел. Нужно рассказать журналистам о проекте реконструкции музея, обсудить с зарубежными коллегами новую выставку – в апреле в Пушкинском покажут 50 картин из лучших собраний мира. В мае музей отметит столетие, и праздничные мероприятия курирует, конечно, тоже лично Ирина Александровна. Она шутит, что успевать все к 90 годам научилась. А по знаменитой главной лестнице музея Антонова поднимается так же энергично, как в апреле 1945 года, когда пришла сюда младшим научным сотрудником.

"Поначалу думала, что ни за что здесь не буду, потому что воздуха нет. Я пришла – каменный мешок, нечем дышать. А мне хотелось быть на воздухе. Я думаю: "Нет, здесь я долго не задержусь, особенно когда несколько раз поднялась по этим лестницам. Нет, вот видите – задержалась", — рассказывает она.

Тогда, в 1945 году, ей первым делом вручили ведро и тряпку. Во время войны недалеко от музея упала бомба, сильно пострадала стеклянная крыша, так что зимой прямо на ценные экспонаты ложился снег. "А весной все таяло, ручьи текли. Мы делали решительно все! Мы мыли полы. Тряпкой собираешь, отжимаешь, кто-то носит", — вспоминает Ирина Александровна.

В 1961 году ей предложили пост директора. Для Ирины Антоновой, в тот момент старшего научного сотрудника, это было настолько неожиданно, что она даже хотела отказаться. Переубедил друг, сказав: "Попробуй, а обратно в научные сотрудники всегда возьмут". Она попробовала – сделала то, на что другие не решались, показав советским зрителям буржуазное искусство: Леже, Матисса, Пикассо. В 1981 году Антонова открыла "выставку столетия" — "Москва-Париж". Другие музеи принимать ее отказались, так как пришлось бы показывать запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского. Директор Третьяковской галереи сказал: "Только через мой труп!" Антонова ответила: "Трупы не понадобятся, мы сделаем". Она делала, казалось, невозможное. Благодаря ее усилиям Джоконда Леонардо да Винчи, которая до этого всего дважды покидала Лувр, в 1974 году на два месяца "приехала" в Музей имени Пушкина.

Месяц назад завершились московские гастроли Караваджо. В музейной практике 11 полотен итальянского мастера в одном выставочном пространстве — чудо. Чтобы его увидеть, люди готовы были часами стоять на морозе.

Сотрудники музея знают, что с Ириной Александровной лучше не спорить. Она не скрывает, что бывает иногда чересчур строгой, может и крепкое словцо ввернуть в адрес нерадивых водителей, когда сама за рулем. "Купила новую машину и очень рада. Она маленькая, смешная и очень дамская – Hyundai Getz. Легкая и, главное, везде паркуется", — рассказала она.

Каждую субботу Ирина Александровна ездит на рынок за продуктами. "Я хожу туда много лет, и они мне там говорят: "Вы же серединку любите!" Поэтому они мне дают серединку. Но они не подозревают, что серединка идет моему любимому коту, а не мне", — призналась Антонова.

О своей личной жизни Ирина Антонова рассказывает мало и редко. Мир ее семьи, близких друзей – за семью замками, зато в мир высокого искусства, которому она посвятила жизнь, приглашает всех желающих. Выстраиваются огромные очереди!