НАТО пока не будет ничего предпринимать в связи со сбитым Сирией истребителем

В Бельгии завершилось экстренное заседание НАТО. Поводом для обсуждения стал инцидент со сбитым сирийскими ПВО турецким истребителем. По словам генсека альянса Андерса Фог Рассмусена, возможность военного вмешательства на саммите не обсуждали. Не спешат обострять ситуацию и представители Анкары.

В Бельгии завершилось экстренное заседание НАТО, созванное по инициативе Анкары. Поводом для обсуждения стал недавний инцидент со сбитым сирийскими ПВО турецким истребителем. По словам генсека альянса Андерса Фог Рассмусена, возможность военного вмешательства на саммите не обсуждали. Не спешат обострять ситуацию и представители Анкары, однако они настаивают на усилении экономического давления на Дамаск. В числе прочего Турция пригрозила Сирии прекращением поставок электроэнергии. Кроме того, как заявил премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган, впредь со стороны Анкары будет следовать незамедлительный ответ на любые попытки Сирии нарушить турецкие границы. А их, как следует из заявления Эрдогана, было уже как минимум пять.

В Брюсселе обсуждают, как реагировать на инцидент со сбитым Сирией турецким самолетом. Внеплановое заседание Совета НАТО проходит по просьбе Анкары. Сейчас уже ясно, что речь пока не идет о пятой статье натовского договора — то есть о применении силы, а лишь о четвертой — обсуждении угроз.

Постоянные консультации в связи с конфликтом проходят и в самой Турции. Накануне правительство республики более 7 часов обсуждало эту тему. В итоге министры решили, что урегулировать проблему можно дипломатическим путём.

"Мы делаем всё, чтобы защитить права нашей страны. Каждый должен понимать: инцидент не останется безнаказанным и будет иметь последствия. Но мы пока не рассматривает возможность проведения военной операции против Сирии, а будем действовать в рамках международного права", — заявил Бюлент Арынч, вице-премьер правительства Турции.

Сегодня же премьер-министр Турции, выступая перед парламентом, заявил, что турецкий истребитель нарушил воздушное пространство Сирии "по ошибке и на очень короткий период времени".

"Сирийская сторона не сделала нам никакого, даже самого минимального предупреждения. Она сразу приступила к действиям. И после этого они без тени стеснения заявляют, что видят в нас друзей", — возмущался Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции.

По версии Анкары, в минувшую пятницу самолет-разведчик "Фантом" должен быт совершить полет над Средиземным морем для проверки работы турецкой радиолокационной станции. Однако в международном воздушном пространстве машину сбили сирийские ПВО. В Дамаске подтвердили, что уничтожили самолет, однако, по заверениям военных, он был сбит над территориальными водами Сирии.

"Мы использовали наши средства ПВО против турецкого самолета. Максимальная дальность наших ракет 2,5 километра. И они не смогли бы поразить цель в международных водах, как это утверждает Анкара", — объяснил Джихад Макдисси, представитель МИД Сирии.

Между тем, конфликт продолжает разгораться. Сегодня в Дамаске подтвердили, что силы ПВО накануне снова стреляли по турецкому самолету, который участвовал в операции по поиску сбитого в пятницу "Фантома". На этот раз, впрочем, обошлось без последствий. Летчики вернулись на базу.

Кризис между Турцией и Сирией обсуждают и в ООН, куда также обратилась Анкара, назвав действия Дамаска "угрозой для мира в регионе". Первыми на обращение откликнулись американцы. Представитель США в ООН Сьюзан Райс настаивает на том, что данная ситуация дает право применить силу.

"Позор, что Совет Безопасности предпочитает не вмешиваться, вместо того, чтобы начать действовать", — заявила Сьюзан Райс, постоянный представитель США при ООН.

Подобные резкие заявления подтверждают слова ряда экспертов о том, что конфликт подогревается из-за океана. В то же время, Россия и Китай в очередной раз высказали уверенность, что нынешний кризис вполне можно преодолеть дипломатическим путем. Сегодня спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который находится в Минске, в очередной раз озвучил позицию нашей страны. Москва против любого военного вмешательства и считает, что подобные конфликты должны решаться исключительно посредством мирного диалога.