Бойня в США расколола Америку и воскресила разговор об оружии в России


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA

Трагедия в США опять напомнила о вопросе легализации огнестрельного оружия в России. Дмитрий Медведев считает, что этого делать нельзя. Эксперты настаивают на обратном.

После очередной кровавой бани, устроенной вооруженным двадцатилетним психопатом в американском городке Ньютаун, в результате которой погибли 26 человек, 20 из которых дети, Дмитрий Медведев на своей страничке в Facebook (запрещена в РФ) в очередной раз подтвердил свою позицию против свободного обращения оружия.

"Страшная трагедия. Безумная боль... Полностью согласен с теми, кто выступает против свободного обращения оружия. Это и моя принципиальная позиция", — написал российский премьер.

Трагедия в очередной раз внесла раскол в американское общество, часть которого уже давно ратует за отмену свободного обращения оружия, право на которое гарантирует вторая поправка конституции США. Более 120 тысяч граждан разместили на сайте Белого дома призыв начать обсуждение мер по ограничению свободной продажи оружия.

Однако даже в самом Ньютауне не все считают, что трагедия с расстрелом детей дает повод менять основной закон страны, составленный в свое время отцами-основателями США. Тем не менее, на траурном межконфессиональном молебне памяти погибших, которая транслировалась в прямом эфире американских телеканалов, президент США Барак Обама отметил: нация должна предпринять конкретные меры, чтобы остановить опасную тенденцию современной американской действительности.

Вопрос легализации короткоствольного огнестрельного оружия в последнее время часто всплывает и в России. Последний всплеск обсуждения был летом, когда вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин сообщил, что подготовил законопроект, разрешающий россиянам владеть пистолетами и револьверами в целях самообороны. Он был готов внести его в Госдуму для обсуждения.

Но тогда против этого предложения выступили МВД и "Единая Россия", а поддержали его ЛДПР и "Справедливая Россия".

И снова сторонники и противники такой легализации заговорили одними и теми же тезисами. Оппоненты свободного обращения огнестрельного оружия говорят, что "наше общество к этому не готово", "русский темперамент и любовь к спиртному превратит такую вольность с оружием в Дикий Запад", "у нас нет традиции владения оружием и куда нам огнестрельное, если мы из травматики чуть что сразу друг в друга стреляем".

Сторонники легализации продажи оружия призывают внимательно изучить зарубежный опыт, который показывает, что при создании должной законодательной базы и системы учета и контроля за оборотом огнестрельного оружия, легализация пистолетов в качестве оружия самообороны дает в итоге резкое снижение количества преступлений.

Что же до травматического оружия, которое в последнее время слишком часто применяется не по назначению, то это все оттого, что владельцы таких стволов относятся к ним больше как к игрушке, нежели как к оружию. Если же владелец будет знать, что ему в ответ тоже прилетит кусок свинца – он триста раз подумает, а доставать ли ему свой пистолет. Яркий пример этого тезиса – недавний случай в Москве, когда не поделившие дорогу водители устроили перестрелку. Открывший стрельбу владелец травматического пистолета произвел 14 выстрелов по оппоненту, а в ответ получил два, но из боевого. В результате любитель пострелять из травматики на месте происшествия и скончался.

Кстати о менталитете. Практика легализации короткоствольного оружия даже в близких к нам по уровню жизни и менталитету странах показывает резкое снижение числа преступлений. Например, в Молдавии с момента принятия соответствующего закона в 1995 году количество убийств на 100 тысяч человек снизилось с уровня 8,39 до 5,9 в 2007 году. По другим составам преступлений тоже наблюдался ощутимый спад. Неоднократно случалось, что задержанные в Москве барсеточники из Молдовы на вопрос, о том, почему они не работают у себя на родине, отвечали: нас там застрелить могут. А уж по уровню темперамента и тем более по уровню выпиваемого спиртного молдаване не то что уступают, а даже обходят нас. Но закону о свободном обращении оружия это работать не мешает, что и показывает статистика.

К тому же, по экспертным оценкам, принятие закона о свободном обращении оружия, поможет российской экономике. Потенциальный рынок владельцев в 2012 году оценивается в полтора миллиона человек с дальнейшим ежегодным ростом в 10%. По предварительным скромным подсчетам, объем нового сектора рынка за 10 лет составит 746 миллиардов рублей. Причем изначально львиную долю покупателей составят стрелковые клубы, на которых ляжет нагрузка по обучению граждан приемам обращения с оружием.

Пока же те, кто хотят себя обезопасить боевым оружием, стараются приобрести его на черном рынке.

Как пишет издание "Коммерсант-Власть", пистолеты Макарова и ТТ милиция изымает у очень широкого круга лиц: от уголовников до самых простых граждан. В среднем пистолет стоит 20-30 тысяч рублей. Гранаты чуть дешевле. Пистолеты-пулеметы типа "Кедр" намного дороже, поскольку обычно используются для заказных убийств.

Как рассказал изданию нелегальный торговец оружием, основные поставщики стволов – Чечня и Дагестан. Хотя не отстают от них и бывшие советские республики, например, Приднестровье. Однако перевозка одной единицы стрелкового оружия через границу делает его дороже примерно на 100 долларов США. Сейчас, по данным МВД, на руках россиян находится около 1 миллиона 200 тысяч только учтенных травматических стволов. Количество нелегального оружия трудно поддается оценке. Легализация же короткоствольного огнестрела, по мнению экспертов, позволит нанести удар и по черному рынку оружия.