В восьми районах Ростовской области объявлен режим чрезвычайной ситуации. Снегопады и метели, которые продолжаются третьи сутки, блокировали передвижение транспорта. Местная ГИБДД разворачивает машины еще на границе соседних областей, однако кое-где автомобильные пробки растянулись не на один десяток километров. У людей в машинах закончились топливо, вода, продукты и, прежде всего, терпение. Несколько человек пришлось эвакуировать медикам – им стало плохо.
На языке водителей это называется "фура сложилась". Многотонный автопоезд свернулся пополам и перегородил дорогу. Три часа потребовалось спасателям МЧС, сотрудникам ГИБДД, чтобы освободить этот участок трассы.
"На дороге – просто стихийное бедствие. Посмотрите: дальше видимость – до 50 метров доходит. Сильный боковой ветер, штормовой ветер, сильный снег, метель, пурга. И очень сильно влияет на ситуацию на дорогах недисциплинированность водителей", – говорит Владимир Рожков, начальник Федерального управления автомобильных дорог ''Северный Кавказ''.
Первые сообщения о заторах на федеральной трассе М-4 "Дон" стали поступать от водителей из района города Миллерова около 17 часов четверга. К ночи пятницы протяженность миллеровской пробки достигла 26 километров. Другой, образовавшийся в районе города Шахты и поселка Аюта, – 17 километров.
Автовокзал Ростова закрыт в северном направлении. В восьми районах области объявлен режим чрезвычайной ситуации. На ликвидации последствий ЧП работают 265 человек и 139 единиц техники.
"Работает гусеничная, другая инженерная техника. Расчищает так называемые карманы для того, чтобы эти большегрузные машины в них сталкивались на обочину, а нормальным машинам давали путь проезжать в обоих направлениях", – объясняет Виталий Пленников, заместитель начальника Южного регионального центра МЧС России.
Опытные водители большегрузных машин дремлют. Хозяева легковушек и пассажирских автобусов пробуют самостоятельно – нет, не регулировать, но хотя бы сдвинуть колонну с мертвой точки.
Под утро из Миллерова сообщили – движение возобновляется так называемым пульсирующим порядком. К одиннадцати утра там остается два затора по пять и шесть километров. В сторону Ростова машины и автобусы идут небольшими группами. На Ауютинском участке по-прежнему стоят.
Те, кому удалось из первой пробки доехать до второй, рассказывают: "Едем из Новороссийска на Москву. Вот уже третьи сутки. Вчера перед Ростовом встали, полдня простояли перед Золотым мостом. За сутки продвинулись на 60 км, вот и стоим. Ребята из МЧС были, рейдеры прошли, прочистили немножко, вот так мы выбрались оттуда. Стояли уже со вчерашнего дня с половины одиннадцатого, больше двадцати часов".
Центрами притяжения становятся бензоколонки. За ночь у многих закончилось топливо, а, значит, и тепло. Чтобы наполнить канистры, водители готовы идти пешком по несколько километров: "Полтора километра шел за бензином, потому что всю ночь простоял, уже бензина нет".
Из автобусов в город Шахты эвакуированы 104 человека. Нуждающимся оказывается медицинская помощь. Дорогу чистят круглосуточно.
Направление на север закрыто, на юг – открыто. В этом месте трассы организовано так называемое реверсивное движение. Машины едут по очереди, пропуская друг друга, со средней скоростью 20-30 километров в час, очень непривычной для трассы М-4 "Дон".